Содержание урока. Тематические линии урока
Единство музыки и церковного ритуала на протяжении тысячелетий создало особый мир богослужения, который мог быть воссоздан даже по одной из его деталей. Об этом в 1877 году писал П. И. Чайковский: «Невозможно не испытать самые трогательные чувства на нашей православной литургии. Люблю я и вечерню. Стоять на субботней вечерней службе в какой-нибудь маленькой деревенской церкви, заполненной дымом кадильницы; теряться в вечных вопросах: что, откуда, почему; внезапный звук из хора выводит из забытья; поэтичность музыки уносит тебя; тихое возбуждение охватывает тебя, когда царские врата в иконостасе отворяются и звучат слова: «Хвалите имя Господне!» Всё это бесконечно дорого мне! Одна из самых моих сокровенных радостей!».
«Отцы церкви» очень серьёзно относились к вопросу о месте музыки в христианском Богослужении, в мировосприятии и жизни христианина. Они отмечали значительное влияние музыки на моральное состояние души. Богослужебная музыка считалась одним из основных способов слияния души христианина с божественным миром.
С.В.Рахманинов. Концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» - первый православный духовный концерт, в котором С. Рахманинов обращается не к образу Иисуса Христа, а к его матери, Пресвятой Богородице. Композитор таким способом хотел подчеркнуть, что образ Девы Марии как небесной царицы и заступницы очень близок русскому человеку, не случайно считается, что именно Богородица покровительствует России. Основу текста духовных концертов преимущественно составляли знаменитые псалмы Давида, входящие в богослужебную книгу «Псалтирь». С.Рахманинов не пошёл по пути своих предшественников - Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, А.Л. Веделя, С.А. Дегтярёва, и тем самым существенно расширил диапазон использования молитвенных текстов, до него ограничивающихся «Псалтирью», а также показал возможность введения новых молитвословий - как текстовую основу жанра духовного концерта.
Концерт выделяется удачным синтезом слова и музыки, где строгий церковно-славянский текст сочетается с высокой художественной ценностью музыки, её глубокой эмоциональностью, благородством и выразительностью музыкальных средств. Композитор сам определяет жанр произведения как духовный концерт. Черты жанра хорового концерта С.Рахманиновым были строго соблюдены. Это и традиционная трёхчастная структура концерта, в которой по принципу контраста соотнесены темпы II и III частей: Moderato - Poco meno mosso - Allegro и чередование разных голосов хора - solo и tutti.
С.В.Рахманинов "Тебе поем" из Литургии св. Иоанна Златоуста. Композитор воспел свою «Литургию», как звучащую историю народа, как волнующую, одухотворенную искренним человеческим чувством, возвышенную философскую эпопею.
Древнерусский характер, дух старины композитор воссоздаёт через особый набор выразительных средств и приёмов, создающих колорит архаики.
Опираясь на древнецерковную монодию, С.В. Рахманинов облекает её во всё многообразие красок, возникающих из палитры жанровых и стилевых особенностей. Контрасты возникают между частями: образы глубокого сосредоточения мысли и чувств соседствуют с торжественным величанием и богатырским шествием, умиротворенность счастливого материнства и образ сияющего, тихо льющегося света — со страстной мольбой о спасении и величественным перезвоном.