Содержание урока. Тематические линии урока
Прелюдия (от лат. praeludere — делаю вступление) — небольшое вступление импровизационного характера перед основным изложением музыкального произведения, например фуги или сюиты. Также прелюдией называют небольшую инструментальную пьесу, преимущественно фортепианную. Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения (XV век). «Второе рождение» жанра прелюдии произошло в творчестве Фридерика Шопена (1810–1849). Он первый создал цикл из 24 прелюдий в качестве самостоятельных произведений.
Однако, этот жанр также широко представлен в классической музыке, включая произведения Шопена, Баха, Рахманинова и многих других композиторов. Прелюдии отличаются разнообразием стилей, настроений и тематик. Они могут быть лиричными, драматичными, энергичными или экспериментальными. Прелюдии стали популярным жанром не только в классической музыке, но и в современной.
Они часто используются в фильмах, рекламных роликах или даже в популярных песнях. Прелюдии имеют свою специальную роль в музыке, позволяя композиторам и исполнителям создавать впечатляющие и эмоциональные моменты для своей аудитории.
Фредерик Шопен написал ряд прелюдий для фортепиано соло. Среди них — цикл из 24 прелюдий цикл коротких пьес для фортепиано. Композитор стремился в них высказаться максимально лаконично, словно остановить и зафиксировать мгновение жизни, показать его непреходящую прелесть, обобщить весь накопленный жизненный опыт, раскрыть народность и национальность, светлую и скорбную лирику, драматизм переживаний и гражданский пафос, романтическую фантастику и изящество задушевной, сердечной речи.
Прелюдия № 7. Светлое воспоминание, кокетливо-ласковое настроение передаётся удивительной лёгкостью звучания, изяществом мелодического рисунка, мажорным ладом. Танцевальная основа – интонации и ритмы мазурки, польского народного танца, значимого для творчества Шопена как символа Родины.
Прелюдия№ 20. Скорбный характер подчеркнут минорным ладом, маршевой неторопливой поступью, интонациями похоронного шествия, контрастами динамики, повторами главной темы.
Б. В. Асафьев писал, что в прелюдиях Шопена «сердце волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха».
«Прелюдии для фортепиано» французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси (две тетради по 12 прелюдий) отличаются от непрограммных прелюдий Ф.Шопена тем, что имеют поэтические названия, которые композитор размещает в конце нотного текста. Этой «придумкой» композитор словно даёт возможность слушателям сначала самостоятельно постичь смысл музыки, а затем сверить свои впечатления, ощущения, предположения, возникший в сознании образ с авторским пояснением.
Дебюсси, опираясь на идеи художников-импрессионистов и поэтов-символистов, связывает в сознании слушателей музыку Прелюдий с природными пейзажами (море, воздушная стихия, свет), с пластическими композициями, с портретами, со сказочно-легендарными и фантастическими сюжетами.
Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» – пример образа-портрета. вслушаться в одноголосную мелодию, которая открывает пьесу: её неторопливость, мягкость очертаний, тембр и регистр напоминают наигрыш пастушьего рожка. Вокализация этой мелодии поможет учащимся убедиться в том, что она носит черты пентатоники, в ней нет острых тяготений между звуками. Многократные перемещения одного и того же аккорда, последовательности мягких звучностей, отсутствие напряжённого развития создают лишь ощущение тонкой игры красок. Трёхчастность построения пьесы, отсутствие ярких контрастов между частями, кульминация приходится на начало средней части (эмоциональный подъём, усиление звучности, плотности фактуры, использование высоких регистров). Реприза, третья часть, не повторяет целиком первую, она значительно сокращена композитором и содержит всего одно проведение главной мелодии-темы.
Прелюдии С.Рахманинова масштабно-концертные, вызывают картинные и зримые ассоциации.
Прелюдия соль-диез минор – один из замечательных образцов типично русского песенного мелодизма в творчестве Рахманинова. Образ дороги, одиноко бегущей по ней тройки с бубенцами, характерный для русского искусства, подчёркивается нотками душевной тревоги, которая усиливается в средней, развивающей части с ярким динамическим нарастанием и прерывистостью ритмического движения. Настроение Рахманиновской Прелюдии соль-диез минор - одновременно трепетное и тоскливое - созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то – успокаиваясь. Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе - образ зимнего пейзажа. Музыка наполнена характерной для творчества Рахманинова лирикой. Безмятежность, атмосфера спокойствия и отрешенности в этом сочинении окрашены в печальные тона.