7 класс. 16 урок (учителю)
7 класс. Урок 16. Тема "Концерт" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.
   Инструментальный концерт — это музыкальное произведение, написанное для одного или нескольких солирующих инструментов в сопровождении оркестра. Акцент создается на виртуозной игре музыкантов. Некоторые форматы инструментальных концертов:
Сольный концерт — с одним инструментом.
Камерный концерт — в исполнении дуэта или трио.
Масштабный симфонический концерт с десятками участников.
На протяжении XVIII—XX веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов — фортепиано, скрипки, виолончели, альта и даже контрабаса, деревянных и медных духовых. Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года.

Жанр инструментального концерта начал формироваться в XVII веке. Одним из его первооткрывателей был итальянский композитор Антонио Вивальди, написавший сотни концертов, в том числе «Времена года». Развитие жанра продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона и других композиторов.

Антонио Вивальди – итальянский скрипач, композитор и педагог. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Но главным историческим значением его творчества стало создание сольного инструментального концерта. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок; два концерта для двух мандолин и несколько – для необычных музыкальных, например, для двух скрипок и двух органов.

А. Вивальди сформировал жанр сольного концерта, который значительно отличался масштабами развития, динамичностью и экспрессивностью музыки. В композициях концертов чередовались сольные и оркестровые части, основанные на “хорошо организованном контрасте”. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий. Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности,  театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра – в беспрестанном чередовании tutti и solo. Именно в этом и был смысл концерта. музыки.

Цикл концертов «Времена года» является вершиной творчества А.Вивальди, где  показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента. Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя.
   Концерт А.Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, т.е. существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором.

Каждый концерт цикла «Времена года» Вивальди передаёт определённые эмоции, связанные с соответствующим временем года:
«Весна» — радость, нежность и оживление. В концерте звучит радостное и нежное настроение пробуждения природы, пение птиц, шум ручья.
«Лето» — жар и влажность летнего дня, грозовая буря и радостное танго пастухов. Концерт напоминает о красоте и жизнеутверждающей силе лета.
«Осень» — меланхолия, грусть и умиротворение. Концерт передаёт впечатления от увядающей природы, пение птиц, которые улетают в тёплые края, шум ветра и шуршание листьев, падающих на землю.
«Зима» — холод, снег и весёлые зимние забавы. В концерте звучат звуки холода и снега, спокойные и медленные мелодии, которые передают чувство замерзания и ожидания тепла.

Цикл «Времена года» имеет глубокий подтекст, где помимо смены сезонов в природе подразумеваются разные аспекты жизни человека: весна — пробуждение природных сил, лето — расцвет природы и личности человека, осень — начало увядания, а зима — конец жизни или старость.
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Вивальди - 4 сезона
"Времена года"
Вивальди
в современной обработке
Ванесса Мэй
"Времена года"(Вивальди)
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Нужина, сл.Н.Козлова
"Верим в чудеса (Нужные мы люди)" 
(караоке)
Слова и музыка А. Ермолова
"Новый год" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.