Содержание урока. Тематические линии урока
Композиторы. вырабатывая классическую ("образцовую") ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений - такие, как классическая симфония, классическая соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.
Жанр сонаты связан с формированием сонатно-симфонического цикла, в создание которого внесли свой вклад композиторы-классики – И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Части данного цикла располагаются по принципу контраста: первая часть обычно быстрая (сонатное аллегро), вторая – медленная (адажио), третья – снова подвижная (менуэт или скерцо), четвёртая – финал - снова быстрая (сонатное аллегро).
Первая часть сонаты напряжённая, обычно написана в сонатной форме (сонатное аллегро), которая наилучшим образом раскрывает драматическое содержание на основе взаимодействия музыкальных тем и художественных образов (главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую)
В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза. Развитие музыки в сонатной форме можно сравнить с действием в драматической пьесе.
- Экспозиция - начало пьесы. знакомство с её героями, завязка, где даны две основные темы различные по характеру: главная и побочная партия. Между главной и побочной темой помещается связующая тема (переход).
- Разработка - второй раздел, где темы, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. Темы и их элементы как бы по-новому освещаются, показываются с новых точек зрения. Развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульминации.
- Реприза - третий раздел сонатной формы. Тот контраст, который был поставлен в экспозиции и нагнетался в разработке, получает свое разрешение в репризе.
Далее действие развивается, обостряется и достигает вершины – кульминации. Затем наступает развязка, счастливая или трагическая.
М.И.Глинка "Руслан и Людмила". Увертюра (пер. «открытие; начало») стала одной из вершин симфонического творчества Глинки. Строится на темах оперы и передаёт её главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, полная силы, по словам Глинки, "летит на всех парусах". Вся увертюра развёртывается на одном дыхании, без перемены темпа, без чётко обозначенных цезур между разделами. Она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность.
Вступление начинается с решительных могучих аккордов оркестра: они подобны, по выражению композитора, богатырским ударам кулака. Главная партия, динамичная и неудержимая, также воплощает богатырский героический образ.
Певучая и исполненная радостного чувства побочная партия построена на теме любви из арии Руслана во втором действии и поручена виолончелям.
В разработке характер обеих тем меняется; внезапные контрасты динамики, регистров, тембров, повторяющиеся "аккорды оцепенения" делают музыку таинственной и тревожной. Однако силы добра и любви побеждают: когда после "бурлящей" радостью репризы у тромбонов возникает призрак Черномора, то он быстро исчезает под напором жизнерадостных богатырских сил. "Силы света" в целом преобладают в ликующей увертюре "Руслана". Её мажорные, победно-торжествующие темы лишь временно омрачаются набегающей тенью колдовских чар. Стремительная и лёгкая, сверкающая всеми красками глинкинского оркестра, эта "богатырская симфония" предвещает победу доброго начала.