7 класс. 16 урок (учителю)
7 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка" (10 часов)
16 урок. Тема "Сонатная форма - взаимодействие двух образов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Композиторы. вырабатывая классическую ("образцовую") ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений - такие, как классическая симфония, классическая соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

Жанр сонаты связан с формированием сонатно-симфонического цикла, в создание которого внесли свой вклад композиторы-классики – И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Части данного цикла располагаются по принципу контраста: первая часть обычно быстрая (сонатное аллегро), вторая – медленная (адажио), третья – снова подвижная (менуэт или скерцо), четвёртая – финал - снова быстрая (сонатное аллегро).

Первая часть сонаты напряжённая, обычно написана в сонатной форме (сонатное аллегро), которая наилучшим образом раскрывает драматическое содержание на основе взаимодействия музыкальных тем и художественных образов (главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую)

В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза. Развитие музыки в сонатной форме можно сравнить с действием в драматической пьесе. 
  • Экспозиция - начало пьесы. знакомство с её героями, завязка, где даны две основные темы различные по характеру: главная и побочная партия. Между главной и побочной темой помещается связующая тема (переход).
  • Разработка - второй раздел, где темы, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. Темы и их элементы как бы по-новому освещаются, показываются с новых точек зрения. Развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульминации.
  • Реприза - третий раздел сонатной формы. Тот контраст, который был поставлен в экспозиции и нагнетался в разработке, получает свое разрешение в репризе.

Далее действие развивается, обостряется и достигает вершины – кульминации. Затем наступает развязка, счастливая или трагическая.

М.И.Глинка "Руслан и Людмила". Увертюра (пер. «открытие; начало») стала одной из вершин симфонического творчества Глинки. Строится на темах оперы и передаёт её главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, полная силы, по словам Глинки, "летит на всех парусах". Вся увертюра развёртывается на одном дыхании, без перемены темпа, без чётко обозначенных цезур между разделами. Она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность.
  Вступление начинается с решительных могучих аккордов оркестра: они подобны, по выражению композитора, богатырским ударам кулака. Главная партия, динамичная и неудержимая, также воплощает богатырский героический образ.
   Певучая и исполненная радостного чувства побочная партия  построена на теме любви из арии Руслана во втором действии и поручена виолончелям.
В разработке характер обеих тем меняется; внезапные контрасты динамики, регистров, тембров, повторяющиеся "аккорды оцепенения" делают музыку таинственной и тревожной. Однако силы добра и любви побеждают: когда после "бурлящей" радостью репризы у тромбонов возникает призрак Черномора, то он быстро исчезает под напором жизнерадостных богатырских сил. "Силы света" в целом преобладают в ликующей увертюре "Руслана". Её мажорные, победно-торжествующие темы лишь временно омрачаются набегающей тенью колдовских чар. Стремительная и лёгкая, сверкающая всеми красками глинкинского оркестра, эта "богатырская симфония" предвещает победу доброго начала.
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Сонатная форма /
сонатное аллегро
М.И.Глинка 
"Руслан и Людмила". Увертюра
М.И.Глинка
"Руслан и Людмила". Увертюра
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Нужина, сл.Н.Козлова
"Верим в чудеса (Нужные мы люди)" 
(караоке)
Слова и музыка А. Ермолова
"Новый год" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.