7 класс. 18 урок (учителю)
7 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка" (10 часов)
18 урок. Тема "«Борьба за свободу и радость ее достижения» Л. Бетховен"
Содержание урока. Тематические линии урока

Людвиг Ван Бетховен - великий немецкий композитор, автор нового симфонического жанра – программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио» обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.
   Бетховен превратил свои увертюры в разновидность симфонии благодаря стремлению к широким идейным обобщениям, умению в лаконичных образах выразить большие чувства и мысли, 
  Музыка к драме «Эгмонт» Людвига Ван Бетховена - это настоящая философия в музыке, которая воплотила стремление к победе, желание пройти все испытания и выстроить собственный путь, ведущий к счастливой свободной жизни.
  Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы - наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращёнными к народу: «За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!», Эгмонт идёт к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъёма творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. 
   Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы, воплощены две враждебные силы: угнетатели-испанцы и страдающий под их властью нидерландский народ. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
   Первая тема испанских завоевателей - аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.
   Вторая тема порабощенного нидерландского народа, которую «запевает» гобой, и присоединяются другие деревянные духовые, струнные инструменты. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.
   Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходит их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления.
   Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
  Побочная партия в первой фразе - аккордовой, тяжеловесной похожа на тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
   Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.
   Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
   Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Развитие превращается в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.

Движение направляющей мысли в увертюре — от мрака — к свету, от страдания — к радости аналогично развитию основной идеи в Пятой и Девятой симфониях.
Познакомить с историей создания увертюры идеей и главными образами произведения.
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Великие Композиторы.
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен
Увертюра "Эгмонт"
Людвиг ван Бетховен
Увертюра "Эгмонт"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Нужина, сл.Н.Козлова
"Верим в чудеса (Нужные мы люди)" (караоке)
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.