7 класс. 19 урок (учителю)
7 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка" (10 часов)
19 урок. Тема "«Для нас, басков, песня и танец - это то же, что хлеб и сон». Морис Равель"
Содержание урока. Тематические линии урока


Равель - крупнейший реформатор классической музыки, композитор-импрессионист. Равель не был в чистом виде авангардистом, большинство его произведений созданы по классическим канонам. Его перу принадлежат: 2 оперы («Испанский час», «Дитя и волшебство»), 3 балета (в т. ч. «Дафнис и Хлоя»), произведения для оркестра («Испанская рапсодия», «Вальс», «Болеро»), фортепианные произведения.

«Испания – моя вторая родина» - говорил Равель о своих произведениях «Хабанера» и «Испанская рапсодия», опера «Испанский час». Не был равнодушен композитор и к народному искусству других стран: «Пять греческих мелодий», «Две еврейские песни», «Четыре народные песни» для голоса и фортепиано. Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.

Самое известное произведение Мориса Равеля – «Болеро» - одно из крупнейших явлений всей музыки XX века, представляющее собой цепь вариаций, в которых неизменно все, кроме оркестровки. В основе вариаций — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая к испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.
   Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Этот двутакт  будет звучать непрерывно на протяжении всего «Болеро». Флейта еле слышно запевает извилистую, упругую, чисто инструментальную мелодию, которая четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Закончив напев, флейта присоединяется к барабану, а мелодию начинает петь кларнет. Далее она переходит к фаготу, затем — кларнету-пикколо, гобою, дуэту флейты и трубы, саксофону.
   Одновременно с переходом темы от одного к другому инструменту, увеличивается и мощь аккомпанемента. От еле слышных пиццикато начала он разрастается: вступают новые инструменты, у струнных появляются арпеджио в ритме, установленном малым барабаном, вместо отдельных звуков слышны красочные аккордовые пятна.
   Постепенное неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце: все три линии (мелодия, аккомпанемент и ритмическая фигура) многократно дублируются в полнозвучном tutti, причем в заключительных тактах Равель использует крайне редкий и очень сильный эффект — глиссандо тромбонов. Все резко обрывается на высшей точке кульминации.
Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.
Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России.
Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва).
Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.Равель 
"Болеро"
Балет на музыку Мориса Равеля
"Болеро"
Жюльен Фавро и «Балет Бежара Лозанна»
в «Болеро» Равеля
Майя Плисецкая.
Балет "Болеро" на музыку Мориса Равеля
Танец
страны басков
Музыкальные формы.
Вариации
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Нужина, сл.Н.Козлова
"Верим в чудеса (Нужные мы люди)" (караоке)
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.