Содержание урока. Тематические линии урока
Равель - крупнейший реформатор классической музыки, композитор-импрессионист. Равель не был в чистом виде авангардистом, большинство его произведений созданы по классическим канонам. Его перу принадлежат: 2 оперы («Испанский час», «Дитя и волшебство»), 3 балета (в т. ч. «Дафнис и Хлоя»), произведения для оркестра («Испанская рапсодия», «Вальс», «Болеро»), фортепианные произведения.
«Испания – моя вторая родина» - говорил Равель о своих произведениях «Хабанера» и «Испанская рапсодия», опера «Испанский час». Не был равнодушен композитор и к народному искусству других стран: «Пять греческих мелодий», «Две еврейские песни», «Четыре народные песни» для голоса и фортепиано. Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.
Самое известное произведение Мориса Равеля – «Болеро» - одно из крупнейших явлений всей музыки XX века, представляющее собой цепь вариаций, в которых неизменно все, кроме оркестровки. В основе вариаций — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая к испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.
Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Этот двутакт будет звучать непрерывно на протяжении всего «Болеро». Флейта еле слышно запевает извилистую, упругую, чисто инструментальную мелодию, которая четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Закончив напев, флейта присоединяется к барабану, а мелодию начинает петь кларнет. Далее она переходит к фаготу, затем — кларнету-пикколо, гобою, дуэту флейты и трубы, саксофону.
Одновременно с переходом темы от одного к другому инструменту, увеличивается и мощь аккомпанемента. От еле слышных пиццикато начала он разрастается: вступают новые инструменты, у струнных появляются арпеджио в ритме, установленном малым барабаном, вместо отдельных звуков слышны красочные аккордовые пятна.
Постепенное неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце: все три линии (мелодия, аккомпанемент и ритмическая фигура) многократно дублируются в полнозвучном tutti, причем в заключительных тактах Равель использует крайне редкий и очень сильный эффект — глиссандо тромбонов. Все резко обрывается на высшей точке кульминации.