7 класс. Урок 7. Тема "Балеты" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Балет — вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому начиная с XIX века относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Равель - крупнейший реформатор классической музыки, композитор-импрессионист. Его перу принадлежат: 2 оперы («Испанский час», «Дитя и волшебство»), 3 балета (в т. ч. «Дафнис и Хлоя»), произведения для оркестра («Испанская рапсодия», «Вальс», «Болеро»), фортепианные произведения.

Самое известное произведение Мориса Равеля – «Болеро» - одно из крупнейших явлений всей музыки XX века, представляющее собой цепь вариаций, в которых неизменно все, кроме оркестровки. В основе вариаций — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая к испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.
   Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Этот двутакт  будет звучать непрерывно на протяжении всего «Болеро». Флейта еле слышно запевает извилистую, упругую, чисто инструментальную мелодию, которая четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Закончив напев, флейта присоединяется к барабану, а мелодию начинает петь кларнет. Далее она переходит к фаготу, затем — кларнету-пикколо, гобою, дуэту флейты и трубы, саксофону.
   Одновременно с переходом темы от одного к другому инструменту, увеличивается и мощь аккомпанемента. От еле слышных пиццикато начала он разрастается: вступают новые инструменты, у струнных появляются арпеджио в ритме, установленном малым барабаном, вместо отдельных звуков слышны красочные аккордовые пятна.
   Постепенное неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце: все три линии (мелодия, аккомпанемент и ритмическая фигура) многократно дублируются в полнозвучном tutti, причем в заключительных тактах Равель использует крайне редкий и очень сильный эффект — глиссандо тромбонов. Все резко обрывается на высшей точке кульминации.

Адольф Адан. «Жизель» (полное название — «Жизель, или Вилисы») — балет-пантомима в двух актах. Создан на основе старинной поэтической легенды о вилисах  (невест, умерших до свадьбы). По легенде, в полночь вилисы выходят из своих могил и танцуют, а случайный путник, повстречавшийся им на пути, вовлекается в хоровод, в котором вилисы кружат его до тех пор, пока он не падает замертво от изнеможения. Музыка — Адольфа Шарля Адана. Она отличается одухотворенностью и поэтичностью, создаёт настроение, намечает характеристики персонажей и сквозное музыкальное действие.
Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.
Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России.
Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва).
Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.Равель 
"Болеро"
Балет на музыку Мориса Равеля
"Болеро"
Жюльен Фавро и «Балет Бежара Лозанна»
в «Болеро» Равеля
Майя Плисецкая.
Балет "Болеро" на музыку Мориса Равеля
Танец
страны басков
Адольф Адан
Балет «Жизель»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.А. Ермолов, сл.К. Кряжева"
"Волшебный мир искусства"
Муз.А. Ермолов, сл.К. Кряжева"
"Волшебный мир искусства"
Муз.А. Ермолов, сл.К. Кряжева"
"Волшебный мир искусства" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.