7 класс. 20 урок (учителю)
7 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка" (10 часов)
20 урок. Тема "Музыкант, изливающий в звуках самые сокровенные тайны своей судьбы. Ференц Лист"
Содержание урока. Тематические линии урока

Ференц Лист - венгерский композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, публицист, один из ярких представителей музыкального романтизма.
Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, более 60 шедевров для оркестрового исполнения, программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа — его «Венгерские рапсодии», в основе которых лежат цыганские мотивы, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.

На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. Восстание было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии. Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии.

Ф. Лист "Венгерская рапсодия № 2". Структура произведения - двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу. Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.
   В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей. Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.
   Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка. Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Ференц Лист "Испанская рапсодия"- образец симфонизации танца, блистательная виртуозность оркестрового письма превосходно воплощающего эффект пленэрного звучания, как и отдельные приемы народного музицирования. Названием “рапсодия” композитор хотел подчеркнуть народный дух произведения, хотя рапсодии в большинстве случаев – одночастные композиции свободного построения. Равель же назвал рапсодией четырехчастное сочинение, вероятно, потому, что этот жанр предполагает импровизационность, играющую весьма существенную роль.
  "Испанская рапсодия" - своеобразный цикл: затаенная “Прелюдия ночи”, жанровая сценка подвижного характера – “Малагенья”, томная “Хабанера”, зажигательная финальная “Ферия”. Цикл объединен “мотивом ночи”, а также содержит отдельные сходные эпизоды. Мастерски объединяя в единое целое пейзажи, сценки из народного быта и танцы, Равель разворачивает колоритное широкомасштабное звуковое полотно.
  
Знакомство с творчеством Ференца Листа. Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития прослушанных произведений.
Слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.

На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Исследовательский проект на тему " Музыкальный романтизм Ференца Листа"
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Великие Композиторы
Ференц Лист
Ф. Лист.
"Венгерская рапсодия № 2"
Ференц Лист.
"Испанская рапсодия"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.М.Таривердиев , сл.Н.Добронравов
"Маленький принц" 
Муз.М.Таривердиев , сл.Н.Добронравов
"Маленький принц" (караоке)
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.