Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальная драматургия — это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.). Однако термин «музыкальная драматургия» используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки.
Развитие музыки — это процесс изменения и трансформации музыкальных идей на протяжении всего произведения. Это отражается в форме произведения и способах развития музыкального материала. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов.
- Сходство — повторение одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности, что развивает образный строй произведения.
- Различие — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приёмов (контраст). Контрасты встречаются в гармонии, мелодии, ритме, стиле и других элементах.
Для развития музыки в музыкальной драматургии используются такие средства как:
- Варьирование — изменение главной музыкальной темы разными переходами, удерживание основной мелодии.
- Разработка — более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации. В разработке применяются такие способы развития, как секвенция (последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте) и имитация (повторение мотива в другом голосе).
Финал «Симфонии №4» П.И. Чайковского — пример варьирования, где в четвёртой части варьируется русская народная песня, которая ассоциируется с праздником и весельем. Форма: рондо с рефреном в духе весёлого праздничного шествия с приплясом и двумя эпизодами со свободными вариациями на тему народной песни «Во поле берёза стояла». В обработке Чайковского народная мелодия приобретает разнообразный выразительный характер: звучит то легко и грациозно, то грустно и жалобно, то тяжело и размашисто. «Тёмные» тона особенно сгущаются в конце второго эпизода, подготавливая появление вступительной «роковой» темы.
Неоднократно возникающие на протяжении финала реминисценции драматической первой части омрачают картину радостного народного гулянья. Смысл финала: противопоставление душевной драмы героя «простым, сильным радостям, выражающим великую жизнеутверждающую стойкость народного духа».
Чайковский прокомментировал: «Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно».
Россини «Севильский цирюльник» - яркая комедийная опера, основанная на одноименной пьесе известного драматурга Бомарше. Отталкиваясь от типичной композиции opera buffa, Россини достиг в «Севильском цирюльнике» высокого совершенства драматургии.
Произведение пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами. Опера насыщена забавными приключениями, интригами и эмоциями, опера имеет большое социальное значение, поскольку она высмеивает притворство, распущенность и ханжество. Музыка полна изящества, свежести и стремительной темпераментности, чувствуется итальянский характер, а динамические волны и оркестровые stretto придают ей яркую театральность.
Увертюра сразу вводит в атмосферу веселья и непринуждённой шутки, она как бы вбирает в себя черты основных образов (главная партия – Фигаро, побочная – Сюзанна). Изложенная в сонатной форме (без разработки). Неисчерпаемый мелодический дар позволяет Россини щедро насытить увертюру разнообразными красивыми мелодиями. Каждая тема – главная, побочная, заключительная – вырастает на новой мелодической основе.
Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, ее сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.