Содержание урока. Тематические линии урока
Антон Степанович Аренский - русский композитор, музыка которого одна из ярких страниц в истории отечественной культуры 19 века. В творческом наследии Антона Аренского три оперы, один балет, две симфонии, множество других симфонических, камерных, фортепьянных и инструментальных произведений, а также 75 романсов для голоса и фортепиано.
Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки.
Жанр романса является сквозным в творчестве композитора. Лирический строй вокального творчества Аренского определил круг избираемых поэтов: А.Фет, А. Апухтин, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Майков. Характерной чертой романсов является настроение созерцательной грусти, сожаления о невозвратном прошлом. Аренский значительно развивает сферу фортепианного сопровождения, поручая роялю самостоятельные и сложные эпизоды. Партия фортепиано органически входит в художественный образ.
А. Аренский «Фантазия на темы Рябинина» - яркое воплощение старинных былин в фортепианной и оркестровой фактуре. В конце XIX века стремление русских композиторов к национальным основам было существенным. Оно было основано на желании создать свое, русское направление в мире профессиональной музыкальной культуры. Тщательно изучали фольклорные песни, а затем использовали их в своем личном творчестве практически все композиторы, начиная с Глинки и членов Балакиревского кружка («Могучей кучки»), вплоть до нашего времени. Кстати, это делали не только русские композиторы: немецкие народные песни слышны в музыке Шуберта и других его современников, польские – в музыке Шопена, итальянские – в произведениях Беллини и Верди и так далее.
Аренский когда услышал старинные былины в исполнении Рябинина ( известный исполнитель и хранитель русских эпических песен Севера) записал четыре напева от И. Т. Рябинина, два из которых использовал в «Фантазии на темы И.Рябинина» для фортепиано с оркестром. Первый — «Добрыня и Василий Казимиров» создает лирический музыкальный образ, второй «Вольга и Микула» — передает декламационный эпический склад, отличается четкой речитативной ритмикой. Характер исполнения северных былин своеобразен: они негромко напеваются — «сказываются». При повторениях былинный напев импровизационно варьируется, отталкивается от строения былины. Исходя из этого композитор выбрал для своего произведения форму вариаций – то есть вариантов одного и того же мотива. Солирующая виртуозная партия фортепиано тоже говорит о концертном жанре.
Вступление словно говорит: «сейчас мы расскажем о древнерусских богатырях, об их житие-бытие, подвигах и переживаниях». Мотив былины «Добрыня и Василий Казимиров» богат широкой мелодической линией, разными оттенками настроений - от торжественного до грустного. Когда в партии фортепиано вступает четкая ритмическая «поступь» и ускоряется темп, это значит, что появляется тема второй былины: «Вольга и Микула». В музыке рисуется картина поединка, сила и мощь богатырей, смелость и мужество, патриотические чувства. Как обобщение звучит еще раз первая тема, создавая законченный рассказ: «Вот так они и жили, мед, пиво пили... По усам текло, а в рот не попало».