Содержание урока. Тематические линии урока
Пётр Ильич Чайковский - композитор с мировым именем, символизирующий Россию, как символизируют их Пушкин в поэзии, Толстой в прозе, Репин в живописи, Гагарин в космосе. Чайковский всю свою жизнь любил все русское, гордился тем, что родился в России. Не мыслил себя без России и был безгранично предан ей в любых ее исторических событиях.
Великий художник и мастер широкого кругозора, оставивший огромное по объему богатейшее наследие в самых различных областях музыкального творчества, Чайковский по характеру своего мышления являлся в первую очередь симфонистом. «...Опера, — писал он однажды, — едва ли все-таки не самая богатая музыкальная форма. Но чувствую, что я все-таки более склонен к симфоническому роду». Язык «чистой» инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал его свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений в их движении, развитии, сложных противоречивых связях и противоборстве.
Драматическое восприятие мира Чайковским определило остроконфликтный характер его симфонизма. Элементы программности присущи значительной части симфонического творчества Чайковского. Он сам указывал на существование «скрытой» программы в ряде своих произведений даже при отсутствии программного заголовка, указывающего на конкретный характер тех идей, образов или жизненных процессов, которые волновали его при сочинении музыки.
Симфонический стиль Чайковского сложился на основе органического взаимопроникновения и синтеза классических и романтических элементов, выстроив симфонию как арену борьбы и конфликтного развития идей».
П.И.Чайковский. Увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта". Композитор воплотил радостно-трагическую историю победы любви над смертью не следуя шекспировскому тексту, а в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии.
Увертюра-фантазия открывается хоральными звучаниями в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Это - введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, — мир суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным.
Постепенно появлеяется одна из основных тем — темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти (быстрое движение у струнных инструментов, словно слышатся удары шпаг, резкие аккорды создают яркую картину яростной схватки).
Дальше на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникает лирическая тема (английский рожок и альты), - широкая, томительно прекрасная, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья.
Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал становится грозным, преображенным ненавистью.
В репризе тема любви звучит беспокойно, тревожно. Развязка наступает в коде - кульминация вражды и трагического итога, где в последнем разделе, в мерном ритме траурного шествия, искаженно звучит тема любви. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Судорожные аккорды tutti фортиссимо словно заколачивают крышки гробов влюбленных.
П.И. Чайковский. Симфония № 1 "Зимние грезы". Заглавие симфонии указывает на тот круг образов, который носился перед его творческим воображением при сочинении симфонии: это картины зимней русской природы, картины веселых масленичных гуляний. Композитор не стремится к конкретному «живописанию в звуках», а передает лишь свои впечатления, преломленные сквозь призму личного лирического чувства. Он свободно ведет нас от одного образа или настроения к другому, иногда совершенно отличному по характеру, следуя внутренней логике симфонического развития. Неоднократно уже указывалось на близость образного строя симфонии к поэтическим образам русской зимы в творчестве Пушкина, Л. Толстого, Плещеева и других замечательных мастеров отечественной литературы. Глубоко национален и интонационный строй ее музыки: большинство тем «Зимних грез» имеет песенный характер и в той или иной степени близок русской народной мелодике. Поэтому, когда в финале появляется подлинная народная песня, она не кажется чем-то инородным, а естественно вливается в общий поток музыки.
Первая часть носит заглавие «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышным тремоло скрипок - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия, интонируемая флейтой и фаготом. У духовых - острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо. Что-то в них слышится беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос богатырски зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Удаль, молодецкий размах слышатся в ней. Начальная, прежде грустная мелодия влилась в нее и стала тоже мощной, уверенной, будто почерпнула силы из чудесного родника.
Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край». Она создавалась под впечатлением поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом. Гобой поет раздольную мелодию, напоминающую протяжные крестьянские песни. Быстрые пассажи флейты — как легкое дуновение ветерка, как рябь, пробежавшая по озерным волнам. Мощный хор оркестровых голосов подхватывает песню, ведет ее дальше... и снова взлетает ввысь могучая народная песня.
Третья часть открывается легкими трелями у кларнетов и флейт, словно снежные хлопья, подхваченные метелью, и скоро все закружилось в метельном хороводе. Но мелькнул огонек вдали. Другой, третий, и усталый путник въезжает в своей занесенной снегом кибитке в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна, звучит обаятельный, нежный вальс. Мелодия вальса изящная, чуть меланхоличная, но слышатся в ней и мужественные нотки. Сквозь его мелодию постепенно начинает пробиваться завывание метели. Все громче, громче оно, и вот уже не слышно вальса, только ветер метет и бьет в лицо колючим снегом. Что же это было? Видение? Греза? Впереди бесконечный зимний путь...
Финал. Откуда-то снизу поползли медленные сумрачные звуки, словно раздумье... и уже в быстром энергичном движении светло, уверенно звучит народная песня «Я посею ли млада», городской вариант старинной крестьянской песни «Цвели цветики». За несколько тактов произошел стремительный взлет от сурового пролога к буйному ликующему веселью. Это образ веселящегося, ликующего народа. Массовые картины — своего рода общий план действия — время от времени сменяются небольшими жанровыми зарисовками, длительное постепенное нарастание, приводит к мощному ликующему заключению.
Содержание урока. Тематические линии урока
Пётр Ильич Чайковский - композитор с мировым именем, символизирующий Россию, как символизируют их Пушкин в поэзии, Толстой в прозе, Репин в живописи, Гагарин в космосе. Чайковский всю свою жизнь любил все русское, гордился тем, что родился в России. Не мыслил себя без России и был безгранично предан ей в любых ее исторических событиях.
Великий художник и мастер широкого кругозора, оставивший огромное по объему богатейшее наследие в самых различных областях музыкального творчества, Чайковский по характеру своего мышления являлся в первую очередь симфонистом. «...Опера, — писал он однажды, — едва ли все-таки не самая богатая музыкальная форма. Но чувствую, что я все-таки более склонен к симфоническому роду». Язык «чистой» инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал его свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений в их движении, развитии, сложных противоречивых связях и противоборстве.
Драматическое восприятие мира Чайковским определило остроконфликтный характер его симфонизма. Элементы программности присущи значительной части симфонического творчества Чайковского. Он сам указывал на существование «скрытой» программы в ряде своих произведений даже при отсутствии программного заголовка, указывающего на конкретный характер тех идей, образов или жизненных процессов, которые волновали его при сочинении музыки.
Симфонический стиль Чайковского сложился на основе органического взаимопроникновения и синтеза классических и романтических элементов, выстроив симфонию как арену борьбы и конфликтного развития идей».
П.И.Чайковский. Увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта". Композитор воплотил радостно-трагическую историю победы любви над смертью не следуя шекспировскому тексту, а в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии.
Увертюра-фантазия открывается хоральными звучаниями в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Это - введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, — мир суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным.
Постепенно появлеяется одна из основных тем — темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти (быстрое движение у струнных инструментов, словно слышатся удары шпаг, резкие аккорды создают яркую картину яростной схватки).
Дальше на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникает лирическая тема (английский рожок и альты), - широкая, томительно прекрасная, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья.
Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал становится грозным, преображенным ненавистью.
В репризе тема любви звучит беспокойно, тревожно. Развязка наступает в коде - кульминация вражды и трагического итога, где в последнем разделе, в мерном ритме траурного шествия, искаженно звучит тема любви. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Судорожные аккорды tutti фортиссимо словно заколачивают крышки гробов влюбленных.
П.И. Чайковский. Симфония № 1 "Зимние грезы". Заглавие симфонии указывает на тот круг образов, который носился перед его творческим воображением при сочинении симфонии: это картины зимней русской природы, картины веселых масленичных гуляний. Композитор не стремится к конкретному «живописанию в звуках», а передает лишь свои впечатления, преломленные сквозь призму личного лирического чувства. Он свободно ведет нас от одного образа или настроения к другому, иногда совершенно отличному по характеру, следуя внутренней логике симфонического развития. Неоднократно уже указывалось на близость образного строя симфонии к поэтическим образам русской зимы в творчестве Пушкина, Л. Толстого, Плещеева и других замечательных мастеров отечественной литературы. Глубоко национален и интонационный строй ее музыки: большинство тем «Зимних грез» имеет песенный характер и в той или иной степени близок русской народной мелодике. Поэтому, когда в финале появляется подлинная народная песня, она не кажется чем-то инородным, а естественно вливается в общий поток музыки.
Первая часть носит заглавие «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышным тремоло скрипок - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия, интонируемая флейтой и фаготом. У духовых - острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо. Что-то в них слышится беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос богатырски зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Удаль, молодецкий размах слышатся в ней. Начальная, прежде грустная мелодия влилась в нее и стала тоже мощной, уверенной, будто почерпнула силы из чудесного родника.
Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край». Она создавалась под впечатлением поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом. Гобой поет раздольную мелодию, напоминающую протяжные крестьянские песни. Быстрые пассажи флейты — как легкое дуновение ветерка, как рябь, пробежавшая по озерным волнам. Мощный хор оркестровых голосов подхватывает песню, ведет ее дальше... и снова взлетает ввысь могучая народная песня.
Третья часть открывается легкими трелями у кларнетов и флейт, словно снежные хлопья, подхваченные метелью, и скоро все закружилось в метельном хороводе. Но мелькнул огонек вдали. Другой, третий, и усталый путник въезжает в своей занесенной снегом кибитке в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна, звучит обаятельный, нежный вальс. Мелодия вальса изящная, чуть меланхоличная, но слышатся в ней и мужественные нотки. Сквозь его мелодию постепенно начинает пробиваться завывание метели. Все громче, громче оно, и вот уже не слышно вальса, только ветер метет и бьет в лицо колючим снегом. Что же это было? Видение? Греза? Впереди бесконечный зимний путь...
Финал. Откуда-то снизу поползли медленные сумрачные звуки, словно раздумье... и уже в быстром энергичном движении светло, уверенно звучит народная песня «Я посею ли млада», городской вариант старинной крестьянской песни «Цвели цветики». За несколько тактов произошел стремительный взлет от сурового пролога к буйному ликующему веселью. Это образ веселящегося, ликующего народа. Массовые картины — своего рода общий план действия — время от времени сменяются небольшими жанровыми зарисовками, длительное постепенное нарастание, приводит к мощному ликующему заключению.