Содержание урока. Тематические линии урока
- П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он"
Моцарт Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования.
В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций.
Искусство Моцарта особенно пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, а также меткостью и живостью в воплощении различных человеческих характеров. Это сделало его замечательным оперным композитором. Его оперы, и прежде всего «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта», уже третье столетие пользуются неизменным успехом, будучи поставленными на сценах всех музыкальных театров.
Одно из самых почетных мест в мировом концертном репертуаре занимают произведения Моцарта, написанные во многих жанрах, — его симфонии, инструментальные концерты, разнообразные камерные ансамбли, фортепианные сонаты, Реквием для хора, солистов и оркестра.
В.А.Моцарт. Симфония №40 – шедевр классической музыки, гениальное творение, прославившееся своего автора на века. Она удивительна по своему содержанию, ведь сочетает глубокую оперную драматургию и мотивы народного танца, тонкий психологизм и изысканный стиль звучания.
В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется. Симфония имеет традиционную 4-х частную форму.
Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора. Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит более томно, загадочно и светло. Сонатное allegro получает яркое развитие, прорисовывается конфликт. Реприза не дает разрешения этого конфликта, общее звучание становится даже мрачным, напоминания крушение надежд, несбыточность порывов, безутешность страданий.
Вторая часть, словно затишье после бури, спокойно-созерцательного характера, наступает умиротворение. Звучание символизирует свет и разум. Музыкальная ткань достигая сладостно-мечтательной кульминации становится похожей на пасторальный рисунок природы.
Третья часть («Менуэт»), совсем не танец, скорее, подчеркивает маршевость и суровость звучания, внушает тревогу и страх. Словно непреодолимая сверхсила, холодная и бездушная, грозит карой. Реприза возвращает к настоящему, отрывает от грез, вырывает из упоительного сна и подготавливает драматический финал симфонии
Финальная 4-я часть исполняется в быстром темпе, словно сметает на своем пути, получает бурное, стремительное развитие. Энергичный характер музыки стремится к драматической кульминации всего произведения.
Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то же время стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками. Соприкасаясь с такими произведениями, думаешь, что сам Бог ведет беседу с человеком через талант своего избранника.