7 класс. 25 урок (учителю)
7 класс. Урок 25. Тема "Музыкальный стиль" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный стиль - это совокупность (общность) средств и приемов выразительности, образной системы, характерной для данного музыканта (композитора или исполнителя), а также для направления, школы в музыкальном искусстве, индивидуальных особенностей творческой манеры композитора.  Выделяют следующие стили: исторический (эпохальный), национальный, индивидуальный композиторский.

Стиль - это характеристика музыкального искусства определенных исторических эпох или крупных художественных направлений. 
Музыкальные стили отличаются друг от друга историей возникновения, ритмикой, составом инструментов, вокальностью. 

Музыка эпохи средневековья (V – XIV века н.э.) – период развития музыкальной культуры, включающий профессиональное искусство, любительское музицирование и
фольклор. В основе профессионального музыкального искусства – деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Музыка эпохи Возрождения (Ренессанс) - период в развитии европейской музыки. период развития классической музыки. Появились новые музыкальные инструменты: виола – предшественница скрипки; духовые инструменты – флейта и рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина и органа. Возросла роль светских жанров (шансон, мадригал, мадригальная комедия, в конце 16 века – опера, балет).

Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – период в развитии европейской академической музыки. Ведущее положение занимают музыкальные жанры – фуги, кантаты, оратории, оперы; инструментальные жанры – сонаты, концерты. Ярчайшие представители эпохи барокко Антонио Вивальди Иоган Себастьян Бах Георг Фридрих Гендель

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – академическая музыка XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры. Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат: Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирикодраматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к народному творчеству, отрицание бездушности, рельефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое начало обусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии). Яркие представители романтизма в музыке: Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Фредерик Шопен. Николо Паганини

Русские композиторы – представители эпохи романтизма- Александр Александрович Алябьев, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев. Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Порфирьевич Бородин, Пётр Ильич Чайковский.
     «Могучая кучка» – творческое содружество русских композиторов «...Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», — написал однажды русский музыкальный критик В.В. Стасов о своих друзьях композиторах. Балакиревский кружок М.А. Балакирев, создатель «Могучей кучки» А.П. Бородин, учёный химик и медик, Ц.А. Кюи, военный инженер М. П. Мусоргский, гвардейский офицер Преображенского полка Н.А. Римский-Корсаков, морской офицер.

Музыкальный импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворённой пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля; в России –
ранний Игорь Фёдорович Стравинский, Анатолий Константинович Лядов.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.
В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамса, Ф. Листа и др.
Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Иоганн Брамс. Основоположником реалистической школы в русской музыке явился Михаил Иванович Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.
В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина и др. Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Георгий Васильевич Свиридов. Родион Константинович Щедрин.

К современным музыкальным стилям относятся, например, поп, рок, фолк, рэп и джаз.
 
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального
стиля;
- исполнение 2-3 вокальных произведений - образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
- определение на слух в звучании незнакомого произведения: принадлежности к одному из изученных стилей;
- исполнительского состава; жанра, круга образов; способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах;

вариативно:
исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX в.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Музыка
Барокко
«Сквозь эпохи…
Классицизм»
Музыка
эпохи романтизма
Музыкальный   материал   для   исполнения
 М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
«Славься»
М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
«Славься» (караоке)
Муз.М.Хохлов. сл.В.Скобцова
"Донбасс за нами" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.