Содержание урока. Тематические линии урока
Написанная в 1788 году, Симфония № 41 В.Моцарта является последней и одной из величайших симфоний классической музыки. Восторженно охарактеризовал симфонию Пётр Чайковский: «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки, особенно благодаря финалу... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром».
Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок.
Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр концертной музыки. Три последние симфонии Моцарта - №№ 39, 40, 41 – написаны в течение шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании.
Каждая из симфоний – шедевр. Мощная и блестящая симфония № 41 написана в тональности до мажор. Название «Юпитер» было дано ей позднее, скорее всего, скрипачом и импресарио Иоганном Петером Саломоном, который первым представил её английской публике в Лондоне. С тех пор эту музыку ассоциируют с образом верховного бога древних римлян.
Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий («свет дающий») - говорит о том, что он считался также богом света.
Классическая структура (четырёхчастность) даёт возможность ввести противопоставления, контрасты, столкновения. воплотить идею любого масштаба.
Одним из главных свойств симфонии является динамичность, интенсивное развитии различных тем.
Уже первые такты симфонии «Юпитер» являют тему незаурядную, яркую, выразительную. властными аккордами на tutti (полным составом оркестра). Образное противопоставление главных тем, два характера, два настроения - героическое и лирическое, мужественное и женственное - определяют впоследствии всё образное развитие всей симфонии в целом, придавая ей полноту, жизненность, истинное правдоподобие. Заключение первой части - сияющее, ликующее, фанфарное - утверждает настроение приподнятое, восхитительно-радостное, истинно моцартовское.
Вторая часть - Andante cantabile (неторопливо, певуче) воспринимается как отдых после динамичной и яркой первой. Andante cantabile не содержит ярких контрастов, в оркестровке нет громких, шумных инструментов (в партитуре отсутствуют трубы и литавры). Дальнейшее развитие направлено к усилению спокойствия и чудесной красоты, которыми отмечена вторая часть симфонии.
Третья часть, Менуэт, - своеобразный диалог между частями симфонии как целостного цикла, своеобразная передышка в музыкальном развитии.
Финал симфонии вновь возвращает нас ко всем противоречиям и столкновениям сонатного allegro. Печать благородного величия и глубочайшей естественности отличает движение музыки этой части, завершающей симфонию на высокой и торжественной ноте.
Высочайшая сложность развития сочетается с лёгкостью и естественностью звучания, где все подвергается грандиозной полифонической разработке.
Слушая «Юпитера», мы ощущаем радость так, как будто все земные и небесные силы объединились, чтобы преподнести нам такой чудесный подарок. Последние могучие фанфары симфонии - чистое выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по эмоциональной силе и воздействию на людей.
И может быть, слушая симфонию «Юпитер», кто-то озарится на миг глубинным пониманием назначения музыки на земле, музыки, способной дарить такую радость, такое утешение и освобождение. И не уместны ли и здесь слова Экзюпери из его «Планеты людей», слова вечной благодарности к тем, кто спасает нас и укрепляет: «В тебе... все мои друзья и все недруги идут ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага».