Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный стиль - это совокупность (общность) средств и приемов выразительности, образной системы, характерной для данного музыканта (композитора или исполнителя), а также для направления, школы в музыкальном искусстве, индивидуальных особенностей творческой манеры композитора. Выделяют следующие стили: исторический (эпохальный), национальный, индивидуальный композиторский.
Стиль - это характеристика музыкального искусства определенных исторических эпох или крупных художественных направлений.
Музыкальные стили отличаются друг от друга историей возникновения, ритмикой, составом инструментов, вокальностью.
Музыка эпохи средневековья (V – XIV века н.э.) – период развития музыкальной культуры, включающий профессиональное искусство, любительское музицирование и
фольклор. В основе профессионального музыкального искусства – деятельность музыкантов в храмах и монастырях.
Музыка эпохи Возрождения (Ренессанс) - период в развитии европейской музыки. период развития классической музыки. Появились новые музыкальные инструменты: виола – предшественница скрипки; духовые инструменты – флейта и рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина и органа. Возросла роль светских жанров (шансон, мадригал, мадригальная комедия, в конце 16 века – опера, балет).
Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – период в развитии европейской академической музыки. Ведущее положение занимают музыкальные жанры – фуги, кантаты, оратории, оперы; инструментальные жанры – сонаты, концерты. Ярчайшие представители эпохи барокко Антонио Вивальди Иоган Себастьян Бах Георг Фридрих Гендель
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – академическая музыка XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры. Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат: Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирикодраматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.
Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к народному творчеству, отрицание бездушности, рельефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое начало обусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии). Яркие представители романтизма в музыке: Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Фредерик Шопен. Николо Паганини
Русские композиторы – представители эпохи романтизма- Александр Александрович Алябьев, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев. Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Порфирьевич Бородин, Пётр Ильич Чайковский.
«Могучая кучка» – творческое содружество русских композиторов «...Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», — написал однажды русский музыкальный критик В.В. Стасов о своих друзьях композиторах. Балакиревский кружок М.А. Балакирев, создатель «Могучей кучки» А.П. Бородин, учёный химик и медик, Ц.А. Кюи, военный инженер М. П. Мусоргский, гвардейский офицер Преображенского полка Н.А. Римский-Корсаков, морской офицер.
Музыкальный импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворённой пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля; в России –
ранний Игорь Фёдорович Стравинский, Анатолий Константинович Лядов.
Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.
В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамса, Ф. Листа и др.
Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Иоганн Брамс. Основоположником реалистической школы в русской музыке явился Михаил Иванович Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.
В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина и др. Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Георгий Васильевич Свиридов. Родион Константинович Щедрин.
К современным музыкальным стилям относятся, например, поп, рок, фолк, рэп и джаз.