Содержание урока. Тематические линии урока
В религиозной музыке (духовной музыке) встречаются сюжеты и образы, связанные с верованиями и практиками для передачи идей и учений религии, воплощая учения религиозных сообществ. Сюжеты, отражённые в религиозной музыке:
- Библейские истории, например, рождение Христа, его страсти, распятие и воскресение.
- Жизнь святых (кмпозиторы увековечивают память святых, их жизнеописания и мученические страдания).
- Эмоциональные переживания (музыка служит средством выражения таких чувств, как покаяние, радость, скорбь и надежда).
Образы в религиозной музыке:
- Образы Бога (в христианстве — Отец, Сын и Святой Дух, в исламе — Аллах, в индуизме — Брахма, Вишну и Шива). Музыкальные образы Бога — мощные и величественные мелодии, нежные и утешительные мотивы.
- Образы духовного возвышения, покаяния, молитвы и поклонения. Композиторы используют музыкальные средства, такие как гармония, мелодия и ритм, чтобы создать атмосферу духовного восхищения и возвышенности.
Сюжеты и образы воплощаются в различных жанрах религиозной музыки, например:
- Церковная музыка — вокальные и хоровые композиции, созданные для исполнения в ходе литургий и обрядов. Центральное место в этом жанре — гимны, псалмы и литургические песнопения, которые создают атмосферу поклонения и молитвы.
- Оратории — крупные музыкальные произведения для хора, солистов и оркестра, в прошлом писались только на сюжеты из Священного Писания.
- Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанные на евангельских текстах.
В течение столетий церковная музыка развивалась в различных жанрах и формах. Католическая церковь в разные времена как поддерживала, так и ограничивала использование церковной музыки в богослужениях. «Орган по праву называют царем или королем музыкальных инструментов, потому что диапазон и мощь этого инструмента не может сравниться ни с чем. Это подобие человеческому голосу и божественному».
Церковная музыка - это искусство, способное подарить слушателям духовное вдохновение и утешение. Она свидетельствует о вечных ценностях веры и является мостом между миром человеческим и духовным. Церковная музыка не просто звучит в католических храмах и украшает богослужения, но и помогает верующим погрузиться в атмосферу молитвы и созерцания, поддерживает духовное сосредоточение и помогает передать духовные истины.
Католицизм и искусство – две неразрывно связанные вещи. Католическая церковь считает что Бог, как творец, является Божественным художником. На протяжении почти двух тысячелетий католические храмы создавались с одной идеей – прославление величия Бога. Этой идее подчинялся и внешний и внутренний облик храма. Внушительные размеры, пространство наполненное воздухом и светом, ввысь несущиеся стрельчатые арки, ажурные, купола, шпили, колокольни, разноцветие витражей, великолепие интерьера с изумительной живописью, резьбой алтаря и множеством скульптур, и над всем - грандиозное давлеющее звучание хора и органа, – все это воздействовало на религиозное чувство человека.
Оратории, мессы, хоралы, хоровые антемы - каждый из этих жанров служит определенной цели. Оратории (например, "Мессия" Генделя или "Страсти по Матфею" Баха) рассказывают о важных библейских событиях. Оратория - произведение для хора, солистов и оркестра, писались на сюжеты из Священного Писания. Расцвет оратории пришелся на XVII век, во времена Баха, Генделя. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - большими размерами и разветвлённостью сюжета. В саму ораторию входят хоры, речитативы, ансамбли и отдельные оркестровые эпизоды.
Мессы (например, "Глория" Вивальди или "Великая месса до мажор" Моцарта) являются центральной частью католических богослужений. Месса (лат. «послание», «миссия») - основная литургическая служба в обряде католической церкви. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
Музыку мессы сочиняли практически все великие западные композиторы не только католики, но и протестанты (например И.С.Бах, Дж Палестрина, А.Скарлатти.
Хоралы, псалмы и гимны служат для выражения почитанил и благодарности Богу. Григорианский хорал, протестантский гимн, разножанровая церковная музыка стали носителями религиозных ценностей и учений. В течение столетий церковная музыка развивалась в различных жанрах и формах.
Мотет (пер. "слово") - жанр хоровой полифонической музыки, строго вокальные, без инструментального сопровождения, официально одобренные католической церковью. Композиторы, представители жанра: Жоскен Депре, Орландо Лассо, Джованни Габриели и Палестрина
Духовный концерт (родился в Венеции) - направление в церковной музыке («состязание» двух и более хоров). Представители этого направления включали в мессу инструментальные части (струнных ансамблей, сольное ариозно-речитативное пение) - Алессандро Скарлатти, Клаудио Монтеверди).
Реквием - многочастное сочинение для хора (часто солистов и оркестра), иногда, не связанное с богослужением. Источник реквиема - заупокойная месса католиков, из которой композиторы брали только распеваемые тексты или декламируемые нараспев и читаемые молитвы.
Кантата (итал. песня) - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Состав: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.
Значительный вклад в обогащение музыкального наследия католической церкви внесли композиторы: немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Иоганнес Брамс; английский композитор - Джордж Фридрих Гендель; итальянский композитор Антонио Вивальди; австрийские композиторы - Вольфганг Моцарт, Франц Шуберт и Густав Малер; французские композиторы - Камиль Сен-Санс и Сезар Франк. Все они внесли значительный вклад в развитие церковкой музыки, создавая произведения, которые до сих пор остаются важной частью католического музыкального наследия.
«Месса» И.С. Баха. В произведении обобщены два основных образных мира: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Идея мессы — «от страдания к радости, от смерти к жизни».
«Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» И.С. Баха — произведения этого жанра, посвящённые событиям Страстной
Франц Шуберт. Месса №2 соль мажор - произведение для солистов, смешанного хора, органа и оркестра, отличается светлым, лиричным характером, изящными соло и выразительными хоровыми номерами. Месса состоит из шести частей: 1. Kyrie 2. Gloria 3. Credo 4. Sanctus 5. Benedictus 6. Agnus Dei. Шуберт подавал прошения на должность помощника придворного капельмейстера, но получил отказ. Всю жизнь Шуберт боролся за право быть музыкантом – с самим собой, когда хотелось все бросить из-за неудач, с бедностью, с обществом, которое не было готово принять новаторские сочинения, и победил! Его сочинение - память о непростом и героическом противостоянии таланта, память о молитвах, идущих из глубины страдающего сердца.