Содержание урока. Тематические линии урока
Арам Хачатурян выдающийся композитор и педагог XX века. Арам Хачатурян за свою творческую жизнь написал огромное количество музыкальных шедевров, самые знаменитые: блистательный «Танец с саблями» из известного балета «Гаяне», балет «Спартак», удивительный «Вальс» из «Маскарада».
Вся его музыка разнопланова, он был мастером в разных музыкальных жанрах: оркестровые сочинения, вокальную и хоровую музыку, различные концертные сочинения, музыку для духовых оркестров, для театральных постановок, оркестровые сочинения и конечно музыку для балета.
Музыка Хачатуряна, созданная для кинофильмов, была популярна, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам. Хачатурян говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером». Самыми известными спектаклями, к которым Хачатурян написал музыку, можно считать «Макбета», «Валенсианскую вдову», «Короля Лира» и «Маскарад».
А.Хачатурян. Музыка к драме М.Лермонтова «Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.
«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами — достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».
Музыка к спектаклю была написана в канун начала Отечественной войны. В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
- Вальс открывает сюиту. Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона рисует, как бы портрет Нины, ее настроение. Мелодия звучит у скрипок, сопровождаемая скупым аккомпанементом, постепенно разрастается, будто разворачивается картина бала, и танец меняет даже жанр — в нем появляется то ритм полонеза, то мазурки, но это ненадолго, возвращается прежний затаенно-грустный вальс.
- Ноктюрн (первоначально композитор назвал этот номер Романсом) — лирическое интермеццо. В пьесе он связан с образом Нины и сопровождает лирические сцены с ее участием. В его основе — задушевная, проникновенная мелодия солирующей скрипки, которую поддерживают своими подголосками кларнет, затем солирующие флейта и гобой. Нежный прозрачный аккомпанемент подчеркивает настроение «песни без слов».
- Мазурка — яркая, радостная, эффектная, создает контраст номерам относящимся к характеристике Нины. Это общий бальный танец с преимущественно полным звучанием гордого шляхетского танца.
- Романс, сменяющий пышный бальный танец, по настроению близок Ноктюрну и Вальсу, с которыми связан тематически. Это характеристика Нины. Мелодия, порученная первым и вторым скрипкам в октаву, начинается аналогично Вальсу. Но она распевается более широко и свободно, достигая огромной лирической насыщенности, несмотря на миниатюрность номера. Это — лирическая кульминация сюиты.
- Галоп - бальный номер, рисующий пустую, равнодушную маскарадную толпу, безразличную к происходящей на ее фоне трагедии, не замечающую ее. Непрерывный, неумолчный пульс восьмых создает канву, на которую нанизываются скачущие мотивы у деревянных духовых с терпкими острыми созвучиями. Внезапно общий веселый бег прерывается: все смолкает, в полной тишине звучит свободная каденция солирующего кларнета. Затем флейта вступает со своим соло. И вот уже снова загремел, заскакал галоп, завершаясь в вихревом финале.
Сюита Арама Хачатуряна, составленная из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и сегодня весьма актуальна, не потеряла своей новизны, а потому до сих пор продолжает с успехом звучать на лучших концертных площадках в исполнении ведущих мировых оркестровых коллективов.