Содержание урока. Тематические линии урока
Вечерня — одна из главных служб суточного богослужебного круга в христианской церкви. Название указывает на обычное время совершения — вечером, ближе к периоду захода солнца. Смыслы вечерни - поклонение Христу как «радостному Свету», освещающему мир даже в темноте ночи, благодарение Богу за прошедший день, молитва о безгрешном прохождении вечернего периода суток. Время совершения - ежедневно около 9-го часа дня, считая от восхода солнца (примерно во время заката). Исключение — особые дни года и великопостный период, когда вечерня присоединяется к Божественной литургии.
Утреня — одна из служб суточного круга христианского богослужения, призванная освятить молитвой начало дня. Совершается в 4-ю ночную стражу, то есть с 03:00 до 06:00. Самая продолжительная из всех служб суточного круга. Основные смыслы утрени — благодарность Богу за прошедшую ночь, испрашивание хорошего дня и воспевание Христа как Света Истины. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чаще всего утреня служится вечером, около 18:00–20:00 и входит в состав всенощного бдения. Только Великим постом утреня возвращается на своё место и совершается рано утром.
С.В. Рахманинов "Всенощное бдение" - одно из главных сочинений Сергея Рахманинова — появилось как реакция композитора на события Первой мировой войны. Это вершина русской духовной музыки. Хоровое произведение, способное встать в один ряд с шедеврами Монтеверди, Перголези и Баха. Всенощное бдение состоит из трех богослужений: вечерни, утрени и первого часа. монументальное произведение для хора а капелла с солистом
Вечерня тематически связана с основными вехами ветхозаветной истории — сотворением мира, грехопадением первых людей и надеждой на будущее спасение. Утреня означает наступление новозаветного времени — явление Господа в мир и Его будущее воскресение.
Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли, беспокойства использует подлинные мелодии знаменного, греческого, киевского распевов. Творчески восприняв традиции народной полифонии, массовых сцен из опер Мусоргского, церковных песнопений Александра Кастальского, Рахманинов находит идеальное соотношение между тихой созерцательностью и страстным высказыванием, строгостью формы и прихотливой изменчивостью музыкальных тем, православным каноном и абсолютной творческой свободой.
Всенощное бдение – это особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.
Образы вечерни и утрени в произведении «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова контрастны.Образы вечерни — мягкие, лиричные, проникнутые тихой молитвенностью. Тематическая связь с ветхозаветной историей — сотворением мира, грехопадением первых людей и надеждой на будущее спасение. Преобладание спокойно-созерцательных интонаций. Завершение — спокойная и светлая молитва «Богородице Дево, радуйся». Первый номер «Приидите, поклонимся», который звучит торжественно, настраивает на внимание величественному действию.
Образы утрени — динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчёркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами. Символизирует наступление новозаветного времени — явление Господа в мир и его будущее воскресение. Превалирование эпически-народного типа образности. Один из смысловых центров — песнопение №9 «Благословен еси, Господи», в основе которого лежит евангельское повествование о чуде Воскресения Христа. Номер наделён чертами сюжетности и признаками духовного действа: женщинам, пришедшим к месту погребения, Ангел сообщает «Спас бо воскресе от гроба». Песнопение №12 «Славословие великое» — монументальная хоровая «фреска», не имеет определённой сюжетности, но при этом обладает программно-картинным характером.
Кульминация «Всенощной» - хор «Богородице Дево, радуйся», смысловая кульминация, завершает цикл «Вечерни». Этот хор часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии. Во время исполнения этого номера верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий.
История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца.
История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой знаменный распев.
В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.
Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак») или («крюковая»). Хотя в XVII веке происходит расцвет русского знаменного пения, но начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному (более мягкому и мелодичному).
Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры:
Хоралы – гимны, исполняемые хором или собором верующих на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности.
Псалмы – поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые включают хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое.
Стихиры – поэтические тексты во время богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом.
Каноны – музыкальные композиции, состоящие из песнопений (ирмои), и между ними расположенных межпеснями (тропарами) с особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину.
Тропари и кондаки – композиции для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце.
В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов, а церковная музыка приобрела пышность и итальянскую изящность.
Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы: М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв, которые сформировали жанр духовного концерта.
Д. С. Бортнянский "Коль славен наш Господь в Сионе" написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII в. и считался неофициальным гимном России. При Николае I он был заменен "Боже, царя храни", который оставался российским гимном вплоть до 1917 г.
Мелодия гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день. Исполнялась, и до сих пор исполняется эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге.
Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура,— величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.