Содержание урока. Тематические линии урока
Классикой называют такие произведения искусства, которые, независимо от того когда они были написаны, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения детей, а так же имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения. Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве.
Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С.Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке идр.
Классика и современность — два направления в искусстве, которые имеют свои особенности и характеристики.
«Эгмонт» (Egmont-Ouvertüre, Op. 84) — увертюра Людвига ван Бетховена к одноимённой трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте. Это одночастное произведение, написанное в сонатной форме. В произведении раскрывается тема борьбы народа Нидерландов за независимость против испанского владычества в XVI веке. Возглавляет восстание граф Эгмонт, который вскоре погибнет, но народ всё равно победит и добьётся независимости.
Увертюра включает три раздела: Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) — завязка драмы. Здесь даны две контрастные темы: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Быстрая часть (Allegro) — активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.
Кода (Allegro con brio) — триумф, торжество победы.
Бетховен воплотил в музыке две враждебные силы: Тема испанцев — мелодия в ритме сарабанды в тембре низких струнных, пронизана интонациями страдания.
Тема нидерландцев — подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.
Главная идея — борьба за свободу и независимость, радость достижения этой цели. Движение направляющей мысли в увертюре — от мрака — к свету, от страдания — к радости.
«Рассвет на Москве-реке» — симфоническое вступление к опере «Хованщина» (1872–1880) композитора Модеста Мусоргского. Вступление — пейзажная зарисовка и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. «Рассвет на Москве-реке» Модеста Мусоргского связан с историей России, так как в произведении отражены события конца XVII века — время острой борьбы старой боярской Руси против преобразований вступившего на престол молодого Петра I. Враги Петра объединились вокруг князя Хованского, начальника стрелецких войск, который вместе с сыном был казнён по обвинению в заговоре и посягательстве на царский престол. «Рассвет на Москве-реке» символизирует надежду на лучшее будущее страны, так как в произведении изображён рассвет, встающий над Русью по воле юного Петра. Музыка увертюры
Звучит восходящая мелодия у альтов, которую подхватывает солирующая флейта, поддерживая дрожащее тремоло скрипок.
Вторые скрипки с гобоем запевают широкую мелодию народного характера, после которой соло кларнета звучит как крик петуха, возвещающего рассвет.
Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон.
Распевные мотивы становятся постепенно всё короче и истаивают.
Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают лаконичную зарисовку.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из крупнейших композиторов 20 века. Большой внутренний мир человека с его мыслями и стремлениями, сомнениями, человека, борющегося против насилия и зла,— вот основная тема Шостаковича.
Шостаковичем написано огромное количество произведений. Среди них – пятнадцать симфоний, концерты для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром, квартеты, трио и другие камерные инструментальные сочинения, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", опера "Катерина Измайлова" по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", балеты, оперетта "Москва, Черемушки". Ему принадлежит музыка к фильмам "Златые горы", "Встречный", "Великий гражданин", "Человек с ружьем", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Овод", "Гамлет" и др. Широко известна песня на стихи Б. Корнилова из фильма "Встречный" – "Нас утро встречает прохладой".
Основой творчества композитора является инструментальная музыка, и прежде всего симфония. Огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов (социальных или психологических), динамичность и строгая логика развития музыкальной мысли — все это определяет его облик как композитора-симфониста. Творчество Шостаковича - пример глубокого усвоения традиций мировой музыкальной классики. Мелодический стиль Шостаковича все больше приближается к распевности русской песни.
Д. Шостакович. Музыка к трагедии У.Шекспира "Гамлет". Дмитрий Шостакович много раз обращался к творчеству Уильяма Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга и даже «озвучил» один из его сонетов. Для спектакля Д. Д. Шостакович сочинил 13 номеров: «Вступление и ночной дозор»; «Похоронный марш»; «Туш и танцевальная музыка»; «Охота»; «Пантомима актеров»; «Шествие»; «Музыкальная пантомима»; «Пир»; «Песенка Офелии»; «Колыбельная»; «Реквием»; «Турнир»; «Марш Фортинбраса».
Одно из ярчайших воплощений гамлетовская тема обрела в творчестве Дмитрия Шостаковича. В 1932 году он создал музыку к спектаклю «Гамлет» в театре им. Е. Вахтангова в постановке Николая Акимова.
Образно-эмоциональный мир музыки Шостаковича, как и трагедии Шекспира, потрясает широтой и разнообразием. Высочайший сплав интеллектуального и эмоционального начал, характерных для творчества композитора, достигает здесь наиболее яркого воплощения. Автор глубоко проникает в образный мир, подтексты, характеры и взаимоотношения героев. Лаконично и одновременной мощно звучат отдельные темы – Гамлета, Призрака, Офелии. Музыка к «Гамлету», в значительной мере отразившая личный жизненный опыт композитора, – объемная, яркая, темпераментная, импульсивная.
Шостакович трактует музыку к кинофильму симфонично, пытается воплотить основные образы трагедии в музыке. Одной из основных тем является тема главного героя Гамлета. По своему характеру тема очень драматична, стремительна, становится лейтмотивом всего произведения. Она появляется в начале фильма, а затем сопровождает почти каждое появление Гамлета.
Одной из наиболее важных сцен является сцена с призраком отца Гамлета. Ее сопровождает музыка, передающая биение человеческого сердца (мерный ритм, пиццикато струнных).
Лирические образы в фильме связаны с Офелией, это абсолютное воплощение чистоты и нежности. При появлении ее в первой серии звучит музыка, стилизованная под танец. Эта же тема звучит в сцене сумасшествия Офелии. Здесь мы находим противоречия между звучащей музыкой и происходящим на экране. На экране она как кукла танцует в черном платье. Лейтмотив напоминает о ее прежней жизни, вступая в резкое противоречие с ситуацией, создавая тонкий психологический подтекст.
Создавая музыку для кинофильмов, он стремился не к иллюстрации зрительного ряда, а к эмоционально-психологическому воплощению его образного содержания.