7 класс. 28 урок (учителю)
7 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
28 урок. Тема "Дмитрий Шостакович. "Гамлет" - сюита к трагедии Вильяма Шекспира"
Содержание урока. Тематические линии урока

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из крупнейших композиторов 20 века. Большой внутренний мир человека с его мыслями и стремлениями, сомнениями, человека, борющегося против насилия и зла,— вот основная тема Шостаковича.
   Шостаковичем написано огромное количество произведений. Среди них – пятнадцать симфоний, концерты для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром, квартеты, трио и другие камерные инструментальные сочинения, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", опера "Катерина Измайлова" по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", балеты, оперетта "Москва, Черемушки". Ему принадлежит музыка к фильмам "Златые горы", "Встречный", "Великий гражданин", "Человек с ружьем", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Овод", "Гамлет" и др. Широко известна песня на стихи Б. Корнилова из фильма "Встречный" – "Нас утро встречает прохладой".
   Основой творчества композитора является инструментальная музыка, и прежде всего симфония. Огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов (социальных или психологических), динамичность и строгая логика развития музыкальной мысли — все это определяет его облик как композитора-симфониста. Творчество Шостаковича - пример глубокого усвоения традиций мировой музыкальной классики. Мелодический стиль Шостаковича все больше приближается к распевности русской песни.

Д. Шостакович. Музыка к трагедии У.Шекспира "Гамлет".  Дмитрий Шостакович много раз обращался к творчеству Уильяма Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга и даже «озвучил» один из его сонетов. Для спектакля Д. Д. Шостакович сочинил 13 номеров: «Вступление и ночной дозор»; «Похоронный марш»; «Туш и танцевальная музыка»; «Охота»; «Пантомима актеров»; «Шествие»; «Музыкальная пантомима»; «Пир»; «Песенка Офелии»; «Колыбельная»; «Реквием»; «Турнир»; «Марш Фортинбраса».
   Одно из ярчайших воплощений гамлетовская тема обрела в творчестве Дмитрия Шостаковича. В 1932 году он создал музыку к спектаклю «Гамлет» в театре им. Е. Вахтангова в постановке Николая Акимова.
    Образно-эмоциональный мир музыки Шостаковича, как и трагедии Шекспира, потрясает широтой и разнообразием. Высочайший сплав интеллектуального и эмоционального начал, характерных для творчества композитора, достигает здесь наиболее яркого воплощения. Автор глубоко проникает в образный мир, подтексты, характеры и взаимоотношения героев. Лаконично и одновременной мощно звучат отдельные темы – Гамлета, Призрака, Офелии. Музыка к «Гамлету», в значительной мере отразившая личный жизненный опыт композитора, – объемная, яркая, темпераментная, импульсивная.
   Шостакович трактует музыку к кинофильму симфонично, пытается воплотить основные образы трагедии в музыке. Одной из основных тем является тема главного героя Гамлета. По своему характеру тема очень драматична, стремительна, становится лейтмотивом всего произведения. Она появляется в начале фильма, а затем сопровождает почти каждое появление Гамлета. 
   Одной из наиболее важных сцен является сцена с призраком отца Гамлета. Ее сопровождает музыка, передающая биение человеческого сердца (мерный ритм, пиццикато струнных).
   Лирические образы в фильме связаны с Офелией, это абсолютное воплощение чистоты и нежности. При появлении ее в первой серии звучит музыка, стилизованная под танец. Эта же тема звучит в сцене сумасшествия Офелии. Здесь мы находим противоречия между звучащей музыкой и происходящим на экране. На экране она как кукла танцует в черном платье. Лейтмотив напоминает о ее прежней жизни, вступая в резкое противоречие с ситуацией, создавая тонкий психологический подтекст.
   Создавая музыку для кинофильмов, он стремился не к иллюстрации зрительного ряда, а к эмоционально-психологическому воплощению его образного содержания. 
Знакомство с творчеством Шостаковича. Слушание и наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно
Посещение музыкального концерта.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Хореографическая сюита  Д.Шостаковича
по одноименной трагедии Уильяма Шекспира
Д. Шостакович. "Охота"
из музыки к трагедии У.Шекспира "Гамлет" 
Д.Шостакович
Сюита из музыки к кинофильму "Гамлет" ор. 116
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.В.Быстряков, сл.АДмитрук, А Костинский. "Мир без чудес"
Муз.А.Зацепин, сл.Л.Дербенев
"Этот мир"
Муз.А.Зацепин, сл.Л.Дербенев
"Этот мир"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.