Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка всегда была отражением времени, в котором она создана. Она влияет на мировоззрение, стиль жизни и верования поколений. Молодёжь сегодня, как и всегда, находится на передовой музыкальных тенденций, поглощая, перерабатывая и создавая новые жанры и стили.
Поп-музыка остаётся одним из самых популярных жанров среди молодёжи. Это неудивительно, ведь поп-сцена всегда была динамичной, подстраиваясь под актуальные тренды и вкусы. Современные поп-исполнители, такие как Билли Айлиш, Ариана Гранде, Дуа Липа и BTS, предлагают мелодичные и запоминающиеся треки, которые быстро становятся хитами. Их новая бесплатная музыка часто звучит на вечеринках, в клубах, а также занимает верхние строчки музыкальных чартов.
Хип-хоп и рэп продолжают захватывать сердца молодёжи. Этот жанр стал настоящим социальным феноменом, предоставляя платформу для самовыражения и обсуждения насущных проблем. Среди известных исполнителей, которые сегодня особенно популярны, можно выделить таких артистов, как Кендрик Ламар, Трэвис Скотт, Дрейк и Cardi B. Их тексты часто затрагивают темы неравенства, социальной справедливости и личных переживаний, что делает их ближе к аудитории.
«Юнона и Авось» — рок-опера композитора Алексея Рыбникова (музыка) и поэта Андрея Вознесенского (либретто). Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в постановке режиссёра Марка Захарова. В названии использованы имена парусных судов «Юнона» и «Авось» калифорнийской экспедиции Николая Резанова — русского дипломата и путешественника, одного из основателей торговой Российско-американской компании.
Рок-опера «Юнона и Авось» началась с поэмы «Авось!» Андрея Вознесенского, который вдохновился поэмой Брета Гарта «Консепсьон де Аргуэльо» об истории любви российского путешественника графа Николая Резанова и юной Кончиты, ставшую легендой на Калифорнийском побережье.
В основе истории положена судьба графа Николая Рязанова (1764-1807) – выдающегося путешественника и дипломата. Он на собственные средства организовал на кораблях «Юнона» и «Авось» экспедицию для поддержки Российско-Американской торговой компании, поставившую цель наладить связь между русскими колониями в Америке и метрополией. Резанов сделал попытку установить взаимовыгодные политические и торговые контакты с испанским представительством в Калифорнии, где встретил 16-летнюю Марию де ла Консепсьон Аргуэлью, дочь губернатора Сан-Франциско. Она полюбила 42-летнего Резанова и в 1806 году обручилась с ним. Резанов отправился в Санкт-Петербург за разрешением на брак с невестой-католичкой, решив ехать через Сибирь, сухопутным путём, но, не преодолев и половины пути, скончался от простуды в Красноярске. Кончита и ждала своего русского жениха. Только в 1841 году, спустя 35 лет после отъезда Резанова, точные сведения о его гибели были доставлены в Сан-Франциско, и тогда Кончита стала монахиней, сохранив верность своему возлюбленному до смерти.
Вознесенского поразил и сам сюжет, и то, что американцы знали о нём гораздо лучше, чем русские. Он начал собирать сведения об этих событиях, и в 1970 году в журнале «Дружба народов» вышла поэма «Авось!», через восемь лет ставшая литературной основой рок-оперы «Юнона и Авось». В либретто вошли несколько эпизодов из поэмы Вознесенского, некоторые стихи были взяты из ранее им написанного (в том числе «Ты меня на рассвете разбудишь»), для оперы дописывались многие арии и сцены.
Либретто «Юнона и Авось» Андрей Вознесенский написал по заказу Марка Захарова, композитор А. Рыбников написал на её сюжет музыку. Авторам пришлось добавить многие сцены и арии, как того требовала музыкальная составляющая спектакля. Фабулы либретто и поэмы схожи: автор повествует о реальной истории любви русского путешественника и дочери американского губернатора. Поэма и либретто отличаются основным посылом: в поэме Вознесенский выделяет «русский авось», а духовное начало оставляет, поэтому финал произведения оказывается трагичным, не оставляющим надежды на спасенье. Для либретто поэт даёт другое название — «Юнона и Авось» — и вкладывает посыл, противоположный поэме. Теперь в финале появляется надежда на лучший исход. Опера переживет века, потому что она рассказывает о самом важным для человека – о духовных ценностях и любви, которая на самом деле сильнее смерти.
В рок-опере «Юнона и Авось» взаимодействуют эпическое, драматическое и лирическое начала. Музыкальный компонент представляет собой самостоятельный смысловой пласт, с собственной логикой развития и законами функционирования. Песни и музыкальные темы из «Юноны и Авось» зажили собственной жизнью и часто исполняются отдельно от рок-оперы. Так, например, романс «Я тебя никогда не забуду…» был аранжирован в жанре инструментальной пьесы.
В рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Православные молитвы сочетались с католическими, православная духовность — с миром католицизма, христианское — с языческим. Вознесенский заметил, что в «Юноне и Авось» сочетаются обрядовые мотивы и достоевский «рок».
Почти непрерывное развитие ритуально-литургического пласта представлено конкретными сценами (отпевание покойной супруги Рязанова, священник, провозглашающий возгласы), так и мистической линией, выраженной тем, что постоянно звучат молитвенные тексты и мелодии. Литургический план персонифицирован присутствием Богоматери.