Содержание урока. Тематические линии урока
Дмитрий Кабалевский - один из ярких композиторов 20 столетия, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог.
Композитор писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова; в годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие.
Одной из наиболее известных постановок на шекспировский сюжет стал спектакль московского Театра им. Евг. Вахтангова «Ромео и Джульетта», который был поставлен режиссёром Иосифом Матвеевичем Рапопортом в 1956 году. Музыку к спектаклю написал известный композитор Д.Б.Кабалевский.
Д.Б.Кабалевский. Музыкальные зарисовки к "Ромео и Джульетте". Когда Театр им.Вахтангова пригласил написать музыку к шекспировскому спектаклю, Кабалевский сказал: "Радость и страх – вот чувства, которые я остро ощутил, узнав, что речь идет о «Ромео и Джульетте».
Название «Зарисовки» названо неслучайно, т.к. композиторхотел передать музыкой контрасты шекспировской драматургии: свет и тьма, жизнь и смерть, любовь и вражда, высокий гуманизм и низкое предательство, мир человеческих страстей и мир пестрого течения легких радостей быта…
- Первая часть «Зарисовок» (Вступление) – «Вражда и любовь» построена на острых и многообразных контрастах, создается ощущение противостояния двух миров: звериная вражда семей Монтекки и Капулетти, и нежная, чистая, ставшая выше любой вражды, выше смерти – любовь юных Ромео и Джульетты – детей этих враждующих семей.
- Неожиданный контраст «Сцена на площади». Это опять Верона. Но уже не в часы светлого утреннего пробуждения, а в сутолоке жаркого дня: стремительные народные танцы (тарантелла) короткие сцены городской жизни: где-то запела песнь любви, где-то вспыхнула ссора, воинственная схватка, чьи-то крики…
- Финал «Смерть и примирение» возвращают нас к прервавшейся было главной теме шекспировской трагедии… В последних тактах звучит надежда на запоздавший, но все же подлинный свет…
Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл - музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.