Содержание урока. Тематические линии урока
Альфред Шнитке - один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры, масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука.
Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.
Шнитке одним из первых в Советском Союзе стал использовать метод алеаторики, дающий большие возможности для импровизаций, принцип «полистилистики» (соежинение классики, авангарди, джази, электронной и поп-музыки, примиряя возвышенное и банальное, уродливое и прекрасное).
Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям, полагая, что ирония и трагизм в жизни неразделимы. Центральная тема творчества Шнитке - личность в измерении истории и культуры. Лейтмотивом всех творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и эмоциями.
А.Шнитке "Бал" из "Гоголь-сюиты". «Гоголь-сюита» - это авангардное произведение. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека. Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл. Замысел и образный строй «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, которая, как и произведения Н. Гоголя, переносит нас в страшную сказку о правде жизни.
Написать музыку для спектакля Любимова был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке, который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – всё это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…
Главный герой спектакля – сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни. Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всём соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижёр Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита». В сюиту включён текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Г. Гоголя, который произносит дирижёр. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов ещё более подчёркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.
Эта музыка – ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки. Слушая эту музыку, вполне возможно, вы будете смеяться, но только сначала... Парадоксально, что вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, на сплошных банальностях! Разорванная фактура, разорванные мелодические линии, скачущие мысли... Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов.
«Гоголь-сюита» состоит из семи частей: Увертюра, «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание».
- «Детство Чичикова» (№ 2). На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает её и растет, растет, достигая неимоверных размеров... Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» — все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо...
- «Портрет» (№ 3). Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
- «Шинель» (№ 4). В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
- «Чиновники» (№ 5). Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых... Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его — за департаментским столом, а душа... в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
- «Бал» (№ 6). В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут...
Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям.
Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».
Спектакль «Ревизская сказка». Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом.