7 класс. 30 урок (учителю)
7 класс. Урок 30. Тема "Джазовые композиции и популярные хиты" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Джазовые композиции — это музыкальные произведения, характерные для жанра джаза, который возник в США в начале XX века. В основе джаза лежат элементы блюза, рэгтайма и духовной музыки.
Особенности джазовых композиций:
Импровизация. Музыканты создают мелодии и вариации в реальном времени, основываясь на основных темах и гармониях.
Сложные ритмы. Использование свинга, синкопы и полиритмии создаёт богатую и динамичную музыкальную текстуру.
Гармоническая сложность. В джазе часто используются расширенные аккорды и сложные гармонии, которые делают музыку более выразительной и эмоционально насыщенной.
Интерактивность. Музыканты часто взаимодействуют друг с другом, отвечая на музыкальные фразы своих коллег, что создаёт ощущение диалога внутри музыкальной группы.

Долгое время джаз считался «низким» жанром. Он мог звучать на улицах и в бедных негритянских кварталах, но не на большой концертной сцене. Но 12 февраля 1924 года всё изменилось. В этот день американский композитор Джордж Гершвин представил публике своё новое сочинение - «Рапсодию в стиле блюз».

Рапсоды исполняли рапсодии – нараспев декламировали эпические сказания, повествующие о подвигах и славных делах богов или героев. Термин «рапсодия» снова стал популярен много веков спустя в эпоху романтизма. Музыкантов XIX века привлекала возможность сочинять произведения в свободной форме. Композиторы-романтики создавали большие красочные произведения, словно сотканные из множества разноцветных кусочков-мелодий.
Рапсодии сочиняли Брамс и Дворжак, Рахманинов и Равель. При этом композиторы часто опирались в своём творчестве на известные мелодии или народные напевы. Венгерский композитор Ференц Лист сочинил 19 венгерских рапсодий для фортепиано, в которых мастерски претворил характерные интонации, гармонии, ритмы своей национальной музыки.

Сын эмигранта из Одессы, Гершвин (1898 - 1937) родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия и импровизации за фортепиано определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания». Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...»- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии, Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими мюзиклами. Уже в начале 20-х годов Гершвин — один из популярнейших композиторов Америки, его музыка стала известна и в Европе. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и мюзикла. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всеми своими достижениями в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона. Обращался он и к Рахманинову, который ответил ему: "Я предпочитаю, чтобы вы оставались первоклассным Гершвином, а не превращались во второсортного Рахманинова".

Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х годов XX века в США крупнейший американский писатель Скотт Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор. В 1924 г. была создана «Рапсодия в стиле блюз». Вслед за «Рапсодией» появляется Фортепианный концерт. Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с Равелем, Мийо, Ориком, Пуленком, Прокофьевым во Франции, Кшенеком, Бергом, Легаром, Кальманом в Вене. Итогом этой поездки стало оркестровое программное сочинение «Американец в Париже».

История "Рапсодии" началась в двадцатые годы прошлого столетия. Изначально композитор именовал своё новое творение «Американской рапсодией», но  по советам брата назвал произведение так, как оно называется сейчас. ведь по-английски «blue» - и содержит намек на блюз, и обозначает голубой цвет, и иносказательно – меланхолическое настроение.

В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли» (индустрии развлечений), звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические музыканты, среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, Леопольд Годовский, Фриц Крейслер, Яша Хейфец.  Гершвин играл неподражаемо. Зал захлебнулся бурей оваций! Самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом. Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. 

Всё начинается с эффектного двухоктавного восходящего пассажа кларнета. Изначально Джордж Гершвин сочинил его в виде звукоряда из семнадцати нот. Знаменитый пассаж подводит к первой теме, своеобразный характер которой придает синкопированный ритм.
Вторая тема, исполняемая тромбоном и валторной, имеет ярко выраженное блюзовое звучание, так как насыщена интонациями так называемого блюзового лада.
После проведения трубой третьей темы, и четвёртой, где включается весь оркестр, на первый план выходит виртуозные импровизации пианиста, основанные на всём предыдущем музыкальном материале. Далее в произведении появляются не только звучащие ранее мотивы, но и новые, например выразительная распевно-лирическая тема, которая затем талантливо будет трансформирована в заводную токкату.
В финале рапсодии композитор, используя предшествующие темы, отобразил ликующий праздник, веселью которого нет предела.

Выдающееся сочинение Джорджа Гершвина, «Рапсодия в блюзовых тонах», стала визитной карточкой композитора. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений. 

Джазовые исполнители:
Луи Армстронг — американский трубач, вокалист, один из основателей джазовой импровизации. Его хрипловатый голос, техника скэта и новаторские сольные партии изменили джаз.
Дюк Эллингтон — композитор, пианист и руководитель биг-бэнда. Сочетал джаз с элементами классики, писал для театра и кино. Автор таких композиций, как Take the «A» Train, Caravan.
Чарли Паркер — один из основателей стиля бибоп, американский саксофонист, джазовый композитор.
Элла Джейн Фицджеральд  — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки («первая леди джаза», «первая леди песен»).
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (блюз); разучивание, исполнение одной из джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе;
- определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке;
- исполнительского состава (манера пения, состав инструментов);

вариативно:

- сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки
Виды  и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Джордж Гершвин исполняет
 Got Rhythm (1931)
Луи Армстронг
"Привет, Долли"
Э.Фитцджеральд и трио Ти Карсон"Летнее время"
из оперы Дж.Гершвина "Порги и Бесс"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Е.Крылатова, сл. Н.Пляцковской.
«Школьный романс»
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.