Содержание урока. Тематические линии урока
Эдуард Артемьев - известный советский и российский композитор, обладатель звания народного артиста России. Он создавал музыку для звездных кинолент, получивших всемирную известность. Артемьев работал с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков и многими другими.
Замечательный, просто гениальный композитор, написавший музыку к таким хитам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Сталкер», «Сибириада», «Родня», «ТАСС уполномочен заявить», «Курьер», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Мама», «Легенда № 17» и многим-многим другим. Эдуард Артемьев написал все саундтреки к картине «Арена». И именно с этого фильма началось плотное сотрудничество композитора с кинематографом. Он первым начал широко использовать в кинолентах электронный звук. Музыкальные композиции к кинолентам Андрея Тарковского были записаны на компакт-диск в 1990 году в Голландии. Сюда же вошла композиция «Посвящение А. Тарковскому».
Творческую судьбу композитора определило знакомство с инженером и математиком Евгением Мурзиным — конструктором первого фотоэлектронного синтезатора АНС (в честь Александра Николаевича Скрябина). Этот инструмент привлек внимание целой группы молодых композиторов, среди которых был и Артемьев.
В начале 60-х экспериментами Артемьева заинтересовались кинематографисты, в частности, создатели научно-популярных фильмов «космической» тематики («Планета Океан», «Дом в космосе» и др.). В 1961 году озвучил фильм "Мечте навстречу", написал музыку более чем к 150 фильмам. Среди них такие картины, как "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер" Андрея Тарковского, а также известные кинофильмы Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова.
Это такие любимые слушателями нескольких поколений песни, как "Полет на дельтаплане", "Затихло где-то танго", "Костры рябин". Музыка композитора из фильмов была записана на альбом "Территория любви", который вышел в 1998 году.
Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки в творчестве Артемьева считают вокальный цикл "Кто я?" на стихи писателя Юрия Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. А для ВИА "Поющие гитары" он написал рок-оперу "Преступление и наказание" по мотивам одноименного романа Федора Достоевского.
Э. Артемьев написал песню «Где же ты, мечта?» на стихи Натальи Кончаловской. Получился настоящий шедевр! Режиссер включил в картину вариант в исполнении Елены Камбуровой (интересно, что были еще варианты в исполнении Валерия Ободзинского и Александра Градского).
В 60-х годах кинематографисты проявляли огромный интерес к работе композитора в электромузыке. Первой такая музыка использовалась в качестве сопровождения кино о космосе. Дебютной кинокартиной для композитора стал фантастический фильм «Мечте навстречу».
Сегодня его называют основателем советской электронной музыки. "Мы на пороге возникновения интегрального искусства, в котором смогут объединиться музыка, драматическое искусство, поэзия, кино, свет, голография, балет, цирк, спорт — список может быть продолжен. Такой синтез реален, осталось только хорошо вложиться финансово: построить специальные залы, где это было бы реализовано. Тогда мы получим синтетическое искусство огромной силы, для которого будет правомерен вопрос об опасности воздействия на человеческую психику".