Содержание урока. Тематические линии урока
- «Шварц, по-моему, единственный по-настоящему профессиональный кинокомпозитор. Ему в этой профессии ведомо все. И именно его искусство дает возможность опровергнуть бытующий взгляд на киномузыку как на второсортное прикладное дело…», - писал С.Соловьёв.
Исаак Иосифович Шварц - российский композитор. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, единственный в стране композитор — трёхкратный обладатель кинопремии «Ника», за музыку к кинофильму «Дерсу Узала» был удостоен премии «Оскар».
Автор симфонических произведений, а также музыки к двум балетам, более чем 35 спектаклям и 125 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и многие другие. Его романсы «Ваше благородие, госпожа удача…», «Любовь и разлука», «Не обещайте деве юной… », «Капли датского короля», «Жоржетта, Лизетта, Жанетта… » принесли автору всенародную любовь.
Деятельность Шварца в кинематографе стала главной в его творчестве, он успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений, умел подобрать музыкальный ключ к любому, самому замысловатому сценарию. Больше всего Шварц ценил в музыке мелодическую естественность, искренность и простоту. Композитор называл отличительными качествами своей музыки повышенную чувствительность и сентиментальность — эти свойства он считал необходимыми в искусстве, однако в меру, «в пределах вкуса».
Плодотворный союз Исаака Шварца и Булата Окуджавы принёс 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» (из кинофильма «Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» (из кинофильма «Звезда пленительного счастья»), романс «Любовь и разлука» (из фильма «Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».
По убеждению самого Шварца, «кино плохо согласуется со сложными музыкальными формами; для экрана очень важно писать мелодично, просто, но ни в коем случае не банально».
Исаак Иосифович полагал, что музыка — это сильное средство и пользоваться им следует осторожно, только в том случае, если слитая с изображением музыка создаёт новое качество; при неудачном же наложении она может лишить эпизод и всю картину внутреннего ритма.