7 класс. Урок 32. Тема "Музыка и живопись. Симфоническая картина"
Содержание урока. Тематические линии урока

Мир образов природы родного края в музыке, литературе и живописи, каждый из видов искусства по-своему передаёт образы природы, используя различные средства: художники — палитру красок, поэты — словесные образы, музыканты — гармонию звуков.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. Многие деятели искусства пытались воспеть этот мир и в музыке и в литературе и живописи. Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В художественной литературе – отражены характерные черты взаимодействия природы и человека. Произведения авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души. Пейзажная живопись это отражение своеобразия родной природы, огромное умение увидеть и передать все ее красоты.

Трудно себе представить поэзию русских писателей без описания картин русской природы. Произведения авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Тютчев Федор Иванович:
"...Люблю грозу в начале мая ,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Михаил Пришвин Его называли «певцом природы».
СНЕГ НА ВЕТВЯХ Невидимые звезды снега теперь спустились сверху, возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр, и остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой. Он был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. Миниатюрные зарисовки из "Времён года« Сергей Александрович Есенин Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку.

Говоря о жанре пейзажа невозможно не обратится к творчеству великих художников пейзажистов.
Иван Иванович Шишкин Утро в сосновом лесу Корабельная роща Рожь
Март Весна. Большая вода. Березовая роща Исаак Ильич Левитан

Чайковский Петр Ильич «Времена года»  -это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы «Январь. У камелька» «Февраль. Масленица» «Март. Песня жаворонка» «Апрель. Подснежники» «Май. Белые ночи» «Июнь. Баркарола» «Июль. Песня жаворонка» «Август. Жатва» «Сентябрь. Охота» «Октябрь. Осенняя песня» «Ноябрь. На тройке» «Декабрь. Святки»

Антинио Вивальди «Времена года» - цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром и клавесином. Каждый из концертов состоит из 3 частей. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу.
Осень Зима Весна Лето Антонио Вивальди.

Весняк Юрий - Ноктюрн "Осенний пейзаж". Юрий Весняк - талантливый ростовский композитор, композитор, который пишет в разных жанрах. В 1979 году написал удивительную фортепианную пьесу под названием «Ноктюрн» (ноктюрн- пьеса лирического, мечтательного характера).  «Ноктюрн» — Ю.Весняка - это лирическое откровение композитора.  Лирическая, поэтичная, элегическая, полная щемящей тоски…
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; музыкальная викторина на знание музыки,
- названий и авторов изученных произведений; разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;

вариативно:

- рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера;
- сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Виды  и  формы   деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П. И. Чайковский
Фортепианный цикл «Времена года»
Пётр Чайковский.
Оркестровая обработка цикла "Времена года"
Весняк Юрий
Ноктюрн "Осенний пейзаж"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. В. Соловьёва-Седова, сл. М.  Матусовского
«Баллада о солдате» 
Муз. В. Соловьёва-Седова, сл. М. Матусовского
«Баллада о солдате» (караоке)
Музыка и слова Олега Митяева
«Как здорово»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.