Содержание урока. Тематические линии урока
Булат Шалвович Окуджава — советский и российский поэт, прозаик, сценарист, певец, бард, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960–1980-е годы.
Некоторые известные песни Окуджавы: «Молитва», «Полночный троллейбус», «Грузинская песня», «До свидания, мальчики», «Песенка о ночной Москве», «Песенка об Арбате» и другие.
Булату Шалвовичу Окуджаве — одному из главных советских бардов. Его творчество плотно связано с темой Отечественной войны, окончание которой мы каждый год празднуем всё того же девятого мая. Окуджава воевал на Закавказском фронте и знал, о чём поёт: в его песнях и стихах не найти солдатской бравады — лишь хроники сломанных судеб и великих потерь. Булат Шалвович вошёл в историю советской культуры как большой поэт: его стихи и книги так же значимы, как песни. В поэтическом мире оттепели он занимает место рядом с Робертом Рождественским и Евгением Евтушенко.
В своей лирике Окуджава отлично передавал боль потерянного поколения: сам он перенёс все возможные невзгоды. Булат остался без родителей. В 1940-м, когда ему было 16, стал ходить в военкомат и проситься на фронт, но получал отказ за отказом из-за возраста. А в сентябре 1941 года в Тбилиси был эвакуирован МХАТ, и в школу Окуджавы с выступлениями приходили Василий Качалов, Михаил Тарханов, Ольга Книппер-Чехова. Булат открывал вечера чтением стихов.
В августе 1942 года Окуджава наконец-то отправился на фронт, служил в миномётных войсках, был ранен, госпиталь, запасной полк, Батуми, Новороссийск, Степанакерт. На фронте, в 1943-м, он написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». «О фронте я рассказывать не буду, ибо о нём так много рассказано в книгах и в кино, что я начинаю путать: что — моё, а что — чужое; что было со мной, а что — с другими. Что же касается победы, то, хотя я и не совершил ничего героического и, наверное, был неважным солдатом, особенно рядом с другими замечательными воинами, всё-таки живёт во мне уверенность, что без меня победа досталась бы труднее».
«Чёрный мессер» — одно из самых драматичных стихотворений Окуджавы. Оно объясняет читателю сознание свидетеля войны, оставшегося в живых, но мёртвого внутри и, очевидно, страдающего от посттравматического стрессового расстройства. Булат Шалвович приводит жуткие образы флешбэков или галлюцинаций, преследующих героя.
Одна из программных песен Окуджавы — «До свидания, мальчики». Она передаёт разные эмоции: уныние от того, как начавшаяся война оборвала детство миллионов мальчишек («Стали тихими наши дворы… Повзрослели они до поры»), и пожелания пройти этот путь до конца, не потеряв себя («Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / Не жалейте ни пуль, ни гранат / И себя не щадите, и всё-таки / Постарайтесь вернуться назад»). Окуджава знал, о чём пел: из тринадцати его друзей из Москвы четырёх убили в первые месяцы войны, а в итоге выжили только Булат и его друг Серёжа, прошедший всю войну. А ещё эта песня, вопреки названию, про женщин, которые сменили туфли на сапоги. Булат Шалвович не признавал за войной величия и не видел в ней повода для гордости. Он говорил, что война может быть Отечественной, а вот Великой — нет. Вот и в «До свидания, мальчики» он называет войну «подлой». Вероятно, это не понравилось худсовету Всесоюзной студии грамзаписи — и он заблокировал выпуск песни.
Одни из самых своих знаменитых песен о войне Окуджава создал в семидесятые, когда уже редко писал музыку, увлёкшись прозой. Одной из них была «Нам нужна одна победа», написанная для фильма «Белорусский вокзал» (1971) по личной просьбе режиссёра Андрея Смирнова. Тот хотел, чтобы песню глазами участника войны написал тот, кто действительно её видел. Сначала Окуджава отказывался, потому что, по его словам, он всегда писал подобные песни как человек «с гражданки».
Тогда Смирнов привёз его на «Мосфильм» и показал отснятое. Окуджава заволновался: «Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова „Мы за ценой не постоим“…»
Схожая судьба и у песни «Бери шинель, пошли домой». Её Окуджава написал для «От зари до зари» (1975) — сегодня этот фильм о войне редко вспоминают. Песню начали крутить по радио, где её услышал Леонид Быков и включил её в титры фильма «Аты-баты, шли солдаты…» (1976), после чего песня стала особенно популярной: её играли на концертах и даже парадах, хотя сама по себе композиция нисколько не парадная. Это песня о страшной, нечеловеческой усталости солдат от войны.
Стихи Окуджавы про Арбат в основном посвящены воспоминаниям о жизни до войны. Таковы «О чём ты успел передумать, отец расстрелянный мой…», «Песенка о Лёньке Королёве», «Речитатив». В них он пытается восстановить дух безмятежности, невинного отношения к жизни, который сокрушили репрессии и война. Примечательно, что Окуджава практически не использует слово «интеллигенция», хотя именно она преимущественно жила на Арбате и черты её быта, нравов и образа мысли передаёт поэт в своих стихах.
Бардовская песня продолжила традицию русской песни: она была маргинальной, вдохновлённой лирикой бедняков, страдальцев и уголовников, но при этом и метафизичной, рефлексивной — исполнители пели о чувствах и мечтах. Такими были певцы начала XX века вроде Александра Вертинского и Петра Лещенко.
За первую традицию среди бардов отвечал Высоцкий, который немало почерпнул из музыки криминальных кругов, а его яростная подача несла энергию злой улицы и обитавшей на ней шпаны. При этом Высоцкий любил выписывать в деталях всё происходящее вокруг, от кухонного быта до новостей и футбольных трансляций. Так же описательны были и песни бардов вроде Юрия Визбора, которые пели про лыжи, горы и походы.
Окуджава же в своих песнях обращался к сокровенным чувствам и общественной морали — не зря у него даже образ родного Арбата передавал скорее трагедию страны, нежели обычную ностальгию. А многие его тексты максимально оторваны от времени и общества, в которых они создавались, — просто поэзия на вечные темы любви, жизни и смерти. Среди таких — одни из самых знаменитых песен Окуджавы: «Ваше благородие, госпожа удача», «Давайте восклицать», «Молитва» («Пока Земля ещё вертится…»).