Содержание урока. Тематические линии урока
Народный театр — непрофессиональный самодеятельный любительский театр, который появился в России в середине XIX века. В народном театре соединились жанры устного народного творчества, пение, поэтическое слово, сценическое действие, мимику, жест, обрядовый, игровой фольклор, и др. Постановки могут проходить на различных площадках: открытых площадках в парках, общественных центров, школ.
Балаган, вертеп, раек, Петрушка – все, чем весел русский человек. Вот и она — шумная, пестрая ярмарка, большая сцена народных увеселений, сцена, не знающая пространственных разграничений актер-зритель, сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное замыслу ни одного режиссера. Актеры - скоморохи, паяцы, кукольники, вожаки медведей, балаганные «деды»-зазывалы, театр-раек с диковинными городами-странами, царь-тиран Максимилиан — герой народных драм — тут как тут вперемежку с зачарованным людом, не стиснутым трехмерным изображением, объемным звуком, не проглоченным огромными экранами – эталонами современного досуга.
Народный фольклорный театр - некогда обязательное обрядовое днйство с ряжением на Святки, Масленицу, Троицу, Кострому, Ивана Купалу, здесь и библейские мотивы, духовные стихи, напевы лирических песен, здесь и влияние лубка, чужеземных странников-артистов,
Театрализованное действо впитало историю и культуру страны с незапамятных языческих времен, когда рядились, лицедействовали, тем самым выполняя магический ритуал, направленный на обеспечение производительных сил земли и человека. Утратив магическое продуцирующее значение, обряд не исчез, а стал игрой, потехой, основой для народного театра. Все и вся попадало на ярмарочную площадь, отображалось в калейдоскопе забав, переиначивалось усвоенное фольклорной традицией и запечатлевалось раешными стихами, выкриками балаганных зазывал, библейскими сценами из вертепа, хлесткими шутками Петрушки, репликами из народных драм.
На балаганной афише фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры, пьесы!
Ярмарочные балаганы – временные сооружения для театральных, эстрадных, цирковых выступлений – буквально притягивали каждого, кто оказывался на рыночной площади. В первую очередь притягивали и одновременно пугали балаганные «деды» — зазывалы, закликалы, чьи громогласные и едкие возгласы, от которых «животы лопались», завораживали, очаровывали от мала до велика. Дед-раешник во время народных гуляний, стоя неподалеку от балаганов и карусели с небольшим ящиком в руках. Этот ящик и есть раек – театр передвижных картинок. В ящик вмонтированы два увеличительных стекла спереди, а внутри перематывается с одного катка на другой длинная полоса доморощенных изображений различных городов, выдающихся личностей, великих событий, а поначалу и библейских сюжетов об Адаме и Еве (отсюда и название рай — раек). Задача раешника — передвигать картинки на потеху зрителям, заплатившим «по копейке с рыла», и сопровождать каждое новое изображение замысловатыми присказками-комментариями, так называемыми раешными стихами.
Кричит Петрушка, он же Петр Иванович Уксусов, он же Петр Петрович Самоваров, он же Ванька Ретатуй – герой народного кукольного театра, герой-резонер, герой- победитель в красной рубахе, колпаке с бубенцами, в щегольских сапожках. Герой с большим носом «крючком», смеющимся ртом, выступающим подбородком, горбом или даже двумя горбами, на спине и на груди. Герой-кукла без корпуса, с пришитой снизу юбчонкой, с картонной головой и руками, в которые кукольник вдевает указательный, большой и средний пальцы. Кукольник, душа Петрушки, находившийся всегда при медвежьем вожаке, обвязывал вокруг пояса женскую юбку со вставным обручем, задирал ее кверху таким образом, чтобы юбка закрывала его с головой, подобно занавесу, а сам кукольник мог за ней спокойно двигать руками, выставлять кукол наверх и разыгрывать комедии, в которых Петрушка неизменно обличал и побеждал всех и вся: попов, полицию, купцов, помещиков и даже черта и смерть, оставаясь при этом невредимым.
Ариша - второстепенный персонаж вертепной кукольной драмы «Царь Ирод», разыгрываемой в нижнем ярусе вертепа – переносного ящика, часто в виде дома, церкви, иконостаса, разделенного на два этажа. В верхней части, «небесной», оклеенной изнутри голубой бумагой, украшенной изображениями сцен Рождества на задней стене, разыгрывались драмы религиозного содержания. А в нижней части, «земной», украшенной яркой бумагой или фольгой, с троном, установленным посреди сцены, в противоположность верхней, разворачивались бытовые сценки, зарисовки, обличавшие, высмеивавшие злободневные, насущные проблемы.
В дне ящика и в полке, разделявшей ящик на две части, были предусмотрены прорези, по которым кукловод мог незаметно для публики передвигать стержни, на которых крепились неподвижные куклы – персонажи вертепных драм – куклы, изготовленные из дерева или глины, разукрашенные и наряженные в бумажную или матерчатую одежду. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться из стороны в сторону, входить и выходить на сцену через двери, специальные прорези, сделанные справа и слева в обоих ярусах.
«Мнимый барин», «Лодка», «Царь Максимилиан», «Маврух» — репертуар народной драмы не так уж велик, но весьма многообразен: отрывки из литературных произведений, песенного фольклора, исторических преданий, разыгрываемого народными актерами-умельцами в любой избе или балагане в праздничное время, разыгрываемого без декораций, бутафории, кулис, с минимальным реквизитом, а то и вовсе без него.
Народный театр не знает законов единства времени и места, предполагает активное соучастие, сотворчества исполнителей, выстроившихся полукругом, и зрителей, стоящих тут же, в непосредственной близости от происходящего театрального действия. Динамичность, отсутствие словесных пауз и промедления в действиях, яркие самохарактеристики персонажей, обращенные к зрителям, помогали воссоздать место, время, условия событий, тем самым зачаровывая, не давая усомниться во всем происходящем.
«Петрушка» — балет Игоря Фёдоровича Стравинского. Сюжет простой: три куклы — Петрушка, Балерина и Арап — выступают на уличной ярмарке в балагане Фокусника. Тот играет на дудочке, и под волшебными звуками все трое будто оживают. Петрушка чувствует себя несчастным, ведь он некрасивый, неловкий, над ним все смеются. Единственная отрада в его жизни — Балерина, в которую он безумно влюблён. Балерина предает Петрушку, выбирая богатого Арапа. В конце балета Арап отрубает Петрушке голову, и завороженная толпа испугается. Но Фокусник успокаивает народ: он поднимает безжизненное тело куклы и показывает — вот, внутри лишь опилки.
В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва, которые соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины — представляют собой массовые сцены праздничного гулянья. В музыке балета слились мотивы русских песен, городского песенного фольклора и мелодий в народном духе, написанных композитором. Среди использованных мелодий: «Ах вы, сени, мои сени», «Вдоль по Питерской», «По улице мостовой» и другие.
Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Дуда и Сопель — скоморохи, весёлые молодцы, которые стараются угодить хозяевам и потешить их. запевают песню, в которой насмехаются и оскорбляют Садко. Глумясь над ним, скоморохи советуют идти к Ильмень-озеру и петь песни рыбам.
В опере А.П. Бородина «Князь Игорь» есть песня скоморохов — «Что у князя Володимира» в 4 действии. Два гудочника, Скула и Ерошка, с напускной важностью поют грубовато-комичную песню скоморохов «Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдем». И они, бросив доспехи, убегают к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому. «Там и сытно, и пьяно, и целы будем», — рассуждают они. В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко всему этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!».