Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальные жанры фольклора это произведений народной музыки, которые можно разделить на вокальные (песни), инструментальные (наигрыши) и вокально-инструментальные (где одновременно и поют, и играют).
Календарные песни. Связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами. Примеры: закликание и встреча весны, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни.
Смейно-бытовые песни. Связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей. Примеры: песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причёты, поминальные молитвы и духовные стихи.
Эпические песенные жанры. К ним относятся былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни.
Лирические песни. К ним относятся песни о любви — счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты.
Песни будней и праздников. К ним относятся солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые — бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные — виватные, балаганные, шуточные песни и частушки.
Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества, которому характерна образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра - элемент, необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
- Бытовой фольклор - детские сказки, песни, загадки, страшилки.
- Игровой фольклор - считалки, игровые песни, приговоры, детские ролевые игры, считалки, жеребьевые стихи, приговоры.
- Материнская поэзия - пестушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы - перевёртыши. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.
- Докучные сказки (докучать – надоедать), в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста (Жили-были,
- Потешки - короткие игровые присловья, рифмованные строки, с простейшими движениями и жестами, которые учат детей говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
- Прибаутки - это песенки или стишки, содержат первые назидания, их роль - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
- Приговорки, поддевки, дразнилки, скороговорки призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы для стимулирования умственных сил ребёнка, и воспитать в ребёнке юмор.
Симфоническая фантазия «Камаринская» Михаила Ивановича Глинки, построено на вариационном развитии двух разнохарактерных русских народных тем — свадебной и плясовой (камаринской). Композитор нашёл схожесть между свадебной песней «Из-за гор, гор, высоких», которую он слышал в деревне, и плясовой «Камаринской». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение, но получилась оркестровая пьеса. Выделяется четыре крупных раздела:
Вступление
Первый раздел, построенный на теме свадебной песни «Из-за гор, гор, высоких». Характер — лиричный, задумчивый, мелодия напевна и рельефна.
Второй раздел — вариации на тему «Камаринской». По характеру — быстрая, стремительная, весёлая.
Третий — возвращение свадебной песни.
Четвёртый — шесть новых вариаций на тему «Камаринской».
П. И. Чайковский сказал, что вся русская симфоническая школа заключена в «Камаринской» Глинки, «как весь дуб в желуде».