Содержание урока. Тематические линии урока
Вокальная музыка – музыка для голоса, самый древний вид музыкального искусства, «ровесница» человеческой речи. Когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки: пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, для совместного труда.
Вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словами, так как речь и пение очень близки между собой. Для пения важно различие звуков по высоте, «окраска» звуков. В вокальных произведениях, когда музыка усиливает выразительность речи (речитативная) появляются интонации вопросительные, восклицательные, утвердительные с точной высотой.
Многие композиторы обращались за вдохновением к истокам, то есть к народной песне, но не всем из них удавалось не испортить ее, оставить узнаваемой, но привнести новое дыхание.
П.И.Чайковский. Хор девушек из оперы "Евгений Онегин". хор («Девицы, красавицы»). Хор имеет светлый идиллический характер, звучит лукаво и в то же время простодушно, песня девушек звучит пленительно женственно, изящно, вальсовый ритм, легкое сопровождение оркестра. Флейта, создающая впечатление эха и создает ощущение покоя и беспечности. Хор, состоящий из двух варьированных куплетов, предваряется небольшим оркестровым вступлением, в котором обращает на себя внимание пасторальное звучание валторн. Хор стилизован под народную хороводную песню. О принадлежности к народной песне можно судить по использованию автором характерных словесных оборотов (вишеньем - малиною), слов, свойственных хороводным песням (песенки заветные, игры девичьи), особенная ритмическая организация, свободная рифма. В тексте повествование идёт от первого лица, что делает стихотворение близким и понятным, что позволяет читателю вместе с поэтом ощутить нежность девичьей песни.
Н А. Римский Корсаков. Ария Снегурочки "С подружками по ягоду ходить" пронизана народным тематизмом. Композитор подчеркивал, что создает мелодии для героев оперы в народном духе.
Чайковский П.И. Симфония №4, тема "Во поле берёза стояла". Финал - картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. На протяжении части тема плясовой «Во поле березонька стояла» изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.