4 класс. Урок 6. Тема "Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому  фольклору – песням, сказкам, легендам, преданиям. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались "собиранием" народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народные песни использовали в операх, инструментальных и симфонических произведениях.

Включали в свои произведения русский фольклор такие композиторы, как М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, М.Мусоргский и многие другие. История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. «Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда-то М.И. Глинка. Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. 
   Источник вдохновения — фольклорные мелодии и ритмы часто становятся основой для новых произведений. Сохранение культурного наследия — музыканты обращаются к фольклору, чтобы сохранить и передать культурные традиции.

Использование фольклора в профессиональной музыке началось с XIX века — в период возникновения русской музыкальной классики. Композиторы собирали народные песни, издавали сборники, и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Обработка народных мелодий — музыкальные темы остаются в основе неприкосновенными, даётся только их авторская гармонизация.
Переосмысление фольклорных жанров — например, метод трансформации жанра, когда фольклорная основа соединяется с классическими музыкальными формами, нехарактерными для музыки народной. Жанровый синтез — сплав народных текстов и авторской музыки, а также жанровых принципов круговой песни и частушки, песни и плача.

Сергей Рахманинов. Третий фортепианный концерт. Начинается с мягкой, задушевной и в то же время широко звучащей мелодии, предельно скромной и простой, оформленной унисонным изложением фортепиано. Эпическое повествование сменяется мечтательной побочной партией, в которой, по мере развития, умиротворенность и созерцательность переходят в беспокойство и взволнованность.
   Рахманинов писал: «Первая тема моего Третьего концерта ни из народнопесенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так „написалась“!.. Если у меня и были какие планы при сочинении этой темы, то чисто звуковые. Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы,— и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ сопровождение. Вот и всё!».

П.И. Чайковский. Хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин». Характер музыки — светлый, идиллический, звучит лукаво и в то же время простодушно, но не имеет сугубо крестьянских очертаний — звучит скорее как городская песня.
«Уж как по мосту-мосточку» - похожа на народную песню и оттеняет покой сельской картины.

Георгий Свиридов «Курские песни» кантата для хора и симфонического оркестра, созданная на основе народных песен Курской области. Свиридов отобрал семь песен из сборника песен Курской области, составленного фольклористом Рудневой. Содержание кантаты – это история русской крестьянки: любовь, встречи с милым, свадьба, материнство, измена мужа, тоска в «золотой клетке»… Как всегда в крестьянском быту, жизнь эта проходит «на миру» – вся деревня осуждает поступок неверного мужа, в финале возникает картина «веселой беседушки».
   В кантате представлены основные жанры народной песни — лирические, протяжные, хороводные, плясовые.
Композитор не пытался точно воспроизвести песню, а  создал самостоятельное произведение, глубоко национальное по образности, уходящее в седую древность, но дышащее вечно молодой и буйной весенней силой.
Во 2-й песне, «Ты воспой, воспой, жавороночек», звучит по-весеннему бодрая, упругая мелодия, которую сопровождает радостный звон в оркестре: возникает картинка удивительной свежести.
Трогательно печальна 4-я, хороводная песня «Ой, горе, горе да лебедоньку моему» с солирующим альтом, прозрачным узором аккомпанемента.
5-я песня, «Купил Ванька себе косу», — яркая жанровая картинка. Поведение героя, изменившего жене, обсуждается всем миром. Напев звучит то у тенора-соло, то у хора, то переходит к басу. Временами звучат отдельные реплики солистов хора.
6-я песня, «Соловей мой», проникнута тоской, в ней нагнетается напряжение
В финале — «За речкою» (№7), картине общего отчаянного веселья, за которым скрыта грозная сила.
  Кантата получила заглавие «Курские песни».Сохранив в неприкосновенности тексты, композитор весьма свободно и творчески подходит к музыкальной стороне. В некоторых случаях он даже изменяет жанровую природу песни – например, тягальная (мужская протяжная) песня «Ты воспой, воспой, жавороночек» превратилась в радостное призывание весны.

Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева — произведение, в котором народные песни (мелодии) используются для характеристики образов Руси и крестоносцев.   В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие прокофьевского стиля. 
В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).
4 часть: «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
С.В. Рахманинов 
Концерт №3 для фортепиано с оркестром
П.И. Чайковский «Евгений Онегин»
«Девицы, красавицы»
П.И. Чайковский «Евгений Онегин» 
«Уж как по мосту, по мосточку»
Г.В. Свиридов
Кантата «Курские песни»
С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
«Песне об Александре Невском»
С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
«Вставайте, люди русские»
Музыкальный   материал   для   исполнения
«Девицы - красавицы»,
хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
Русская народная песня
«Уж как по мосту, по мосточку»
Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
«Лесной олень» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.