Содержание урока. Тематические линии урока
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому фольклору – песням, сказкам, легендам, преданиям. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались "собиранием" народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народные песни использовали в операх, инструментальных и симфонических произведениях.
Включали в свои произведения русский фольклор такие композиторы, как М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, М.Мусоргский и многие другие. История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. «Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда-то М.И. Глинка. Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков.
Источник вдохновения — фольклорные мелодии и ритмы часто становятся основой для новых произведений. Сохранение культурного наследия — музыканты обращаются к фольклору, чтобы сохранить и передать культурные традиции.
Использование фольклора в профессиональной музыке началось с XIX века — в период возникновения русской музыкальной классики. Композиторы собирали народные песни, издавали сборники, и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.
Обработка народных мелодий — музыкальные темы остаются в основе неприкосновенными, даётся только их авторская гармонизация.
Переосмысление фольклорных жанров — например, метод трансформации жанра, когда фольклорная основа соединяется с классическими музыкальными формами, нехарактерными для музыки народной. Жанровый синтез — сплав народных текстов и авторской музыки, а также жанровых принципов круговой песни и частушки, песни и плача.
Сергей Рахманинов. Третий фортепианный концерт. Начинается с мягкой, задушевной и в то же время широко звучащей мелодии, предельно скромной и простой, оформленной унисонным изложением фортепиано. Эпическое повествование сменяется мечтательной побочной партией, в которой, по мере развития, умиротворенность и созерцательность переходят в беспокойство и взволнованность.
Рахманинов писал: «Первая тема моего Третьего концерта ни из народнопесенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так „написалась“!.. Если у меня и были какие планы при сочинении этой темы, то чисто звуковые. Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы,— и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ сопровождение. Вот и всё!».
П.И. Чайковский. Хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин». Характер музыки — светлый, идиллический, звучит лукаво и в то же время простодушно, но не имеет сугубо крестьянских очертаний — звучит скорее как городская песня.
«Уж как по мосту-мосточку» - похожа на народную песню и оттеняет покой сельской картины.
Георгий Свиридов «Курские песни» кантата для хора и симфонического оркестра, созданная на основе народных песен Курской области. Свиридов отобрал семь песен из сборника песен Курской области, составленного фольклористом Рудневой. Содержание кантаты – это история русской крестьянки: любовь, встречи с милым, свадьба, материнство, измена мужа, тоска в «золотой клетке»… Как всегда в крестьянском быту, жизнь эта проходит «на миру» – вся деревня осуждает поступок неверного мужа, в финале возникает картина «веселой беседушки».
В кантате представлены основные жанры народной песни — лирические, протяжные, хороводные, плясовые.
Композитор не пытался точно воспроизвести песню, а создал самостоятельное произведение, глубоко национальное по образности, уходящее в седую древность, но дышащее вечно молодой и буйной весенней силой.
Во 2-й песне, «Ты воспой, воспой, жавороночек», звучит по-весеннему бодрая, упругая мелодия, которую сопровождает радостный звон в оркестре: возникает картинка удивительной свежести.
Трогательно печальна 4-я, хороводная песня «Ой, горе, горе да лебедоньку моему» с солирующим альтом, прозрачным узором аккомпанемента.
5-я песня, «Купил Ванька себе косу», — яркая жанровая картинка. Поведение героя, изменившего жене, обсуждается всем миром. Напев звучит то у тенора-соло, то у хора, то переходит к басу. Временами звучат отдельные реплики солистов хора.
6-я песня, «Соловей мой», проникнута тоской, в ней нагнетается напряжение
В финале — «За речкою» (№7), картине общего отчаянного веселья, за которым скрыта грозная сила.
Кантата получила заглавие «Курские песни».Сохранив в неприкосновенности тексты, композитор весьма свободно и творчески подходит к музыкальной стороне. В некоторых случаях он даже изменяет жанровую природу песни – например, тягальная (мужская протяжная) песня «Ты воспой, воспой, жавороночек» превратилась в радостное призывание весны.
Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева — произведение, в котором народные песни (мелодии) используются для характеристики образов Руси и крестоносцев. В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие прокофьевского стиля.
В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).
4 часть: «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.