Содержание урока. Тематические линии урока
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору - сказкам, легендам, преданиям.
П.И.Чайковский. Симфония № 1. Финал. Русская народная песня «Цвели цветики». Народная песня «Я посею ли млада» - городской вариант старинной крестьянской песни «Цвели цветики». В финале ситмфонии её мелодия звучит в быстром энергичном движении, в мажоре — светло, уверенно. За несколько тактов произошел стремительный взлет от сурового пролога к буйному ликующему веселью. Задорно звучит главная тема финала с ее массовым складом, ритмом быстрого марша, резкими восклицаниями. Это образ веселящегося, ликующего народа.
Создавая колыбельные, композиторы опираются на традиционные ритмические и мелодические обороты, присущие музыке их народа, на интонационное своеобразие народных песен. Но народные интонации всегда как бы преломляются через авторский стиль, поэтому, слушая колыбельную, сочиненную композитором, можно найти и народные черты, характерные для этого жанра, и распознать оригинальный «почерк» автора.
Множество колыбельных, как вокальных, так и инструментальных создано русскими композиторами.
А.К.Лядов "Колыбельная". Жанр колыбельной - один из излюбленных жанров Лядова. Ему принадлежат инструментальные, вокальные колыбельные, оригинальная обработка русской народной колыбельной для оркестра. Колыбельную у Лядова можно встретить и в симфонической сказке «Кикимора», где «Кот-баюн баюкает маленькую Кикимору – чудовище, лежащее в хрустальной колыбельке среди каменных гор». Дух русской народной колыбельной очень тонко чувствуется и передается слушателю. Мелодия ласковая, плавная, переливчатая, звучит несколько раз, точно повторяясь, напоминает нежное и монотонное воркование голубей.
A.К.Лядов "8 русских народных песен"- цикл миниатюр для оркестра. В этом цикле – емкое отражение души народа в символическом проявлении, каждая песня из цикла – это характер, жанр. В цикле композитор соединил деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Композитор богатыми средствами оркестра сумел выразить богатство русской души, мировоззрение народа, все то, что между слов, между строк, между словами песен.
Р.К.Щедрин "Озорные частушки" - многолюдный, веселый деревенский праздник, где танцоры то по одному, то по двое показывают свое мастерство, стремясь перещеголять друг друга. И лишь после того, как все «соло» исчерпаны, в танец включается вся масса присутствующих.
В основе синтез традиций фольклора, джаза и академической оркестровой музыки. Особое внимание в произведении уделяется идеям концертности, соревновательности, игровой стихии, имеющимпрямое отношение к комическому подтексту частушки – основному интонационному материалу концерта. Частушка привлекала Щедрина не только смыслом, но и уникальной характерностью исполнения частушек.
М.И.Глинка "Камаринская" - симфонические вариации на две подлинные народные темы: свадебная «Из-за гор, гор высоких» (неторопливое, степенное, спокойное движение, как протяжные песни); и плясовая «Камаринского» (быстрая, плясовая). Камаринская - красочная картинка быта народа, с оновной идеей: единство русского духа в разных жанрах, сочинения на фольклорные русские мотивы. Пользуясь народными средствами, автор показывает сам Дух народного гулянья, его настроение, его энергию, рисует пляску, танцующих персонажей, характеры.
Глинка открыл для нового поколения неисчерпаемый источник вдохновения – народную культуру.