Содержание урока. Тематические линии урока
Оркестр — коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах, участвующих в исполнении музыкального произведения.
Камерный оркестр - небольшой по числу инструментов оркестр, состоит в среднем из 4-12 музыкантов. Основу составляют струнные: скрипки, альты, виолончели, контрабас — с добавлением духовых и других инструментов. Состав камерного оркестра непостоянный, может изменяться в зависимости от музыкального произведения. Камерный оркестр исполняет произведения малых форм.
Духовой оркестр. Состоит из духовых и ударных музыкальных инструментов. Выделяют четыре группы инструментов:
Духовые инструменты — тубы, альты, тенора, баритоны, эуфониумы, флюгельгорны, корнеты.
Медные духовые инструменты — трубы, тромбоны, валторны.
Деревянные духовые инструменты — флейты, саксофоны, кларнеты, дополненные гобоями и фаготами для больших составов.
Ударные инструменты — чаще всего большие барабаны и тарелки, но также малый барабан, литавры, ксилофон, маримба, гонг, бубен.
Оркестр русских народных инструментов. Включает струнно-щипковые (балалайки, домры, гитары, гусли), духовые (жалейки, кугиклы, рожки) и ударные (ложки, трещотки, бубны) инструменты русского музыкального фольклора. Репертуар оркестра включает обработки русских народных песен и танцев, различные переложения (в том числе произведений классической музыки) и специально написанные для оркестра произведения (симфонии, концерты, сюиты, пьесы).
Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведени. Основу составляют струнные инструменты — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Они дополняются деревянными (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) и медными (трубы, валторны, тромбоны, тубы) духовыми, а также литаврами, арфой, фортепиано и другими инструментами.
Во главе оркестра стоит дирижёр — руководитель творческого процесса. Он выстраивает общую интерпретацию произведения и управляет звучанием коллектива.
Симфонический оркестр играет симфонии и произведения неакадемического характера: популярные эстрадные песни, джаз, рок-хиты и саундтреки из известных кинофильмов.
Йозеф Гайдн. Симфонии №94 («Сюрприз»). Анданте (вторая часть). Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Вторая, медленная часть — вариации на тему моравской детской песни. В симфонии изложение темы сопровождается юмористическим эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры — отсюда появились различные названия симфонии, данные ей отнюдь не автором — «С ударом литавры», «Сюрприз». С этим эффектом связаны различные легенды. По одной из них композитор заметил, что публика на концерте задремала, и решил ее таким образом разбудить. По другой — сюрприз был задуман заранее.
Пятая симфония Бетховена. Финал — праздничный триумфальный марш, написанный в сонатной форме. По интонации воспроизводит революционные гимны. Согласно легенде, наполеоновские гренадеры, посетившие исполнение симфонии в Вене, при первых звуках этой темы вскочили с мест, отдавая честь.
Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа.
Мотив судьбы - звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа.
По словам Рихарда Вагнера, финал «чарует нас своей великой наивностью, что вся предшествующая ему симфония начинает теперь казаться только напряжённым подготовлением к этому ликованию».