Содержание урока. Тематические линии урока
Русские композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к жанру классической музыки, при этом их творчество связано с русскими национальными традициями и историей.
К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — русский композитор периода романтизма, один из самых значимых и влиятельных композиторов в истории мировой музыки.
Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его музыка стала мостом между традиционной русской музыкальной культурой и новыми европейскими тенденциями.
Пётр Ильич Чайковский - автор 10 опер, 3 балетов, 7 симфоний и сотен других произведений.
«Щелкунчик» — двухактный балет П. И. Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Балет состоит из увертюры и двух действий.
Увертюра — это вступление к музыкальному спектаклю, опере или балету. В увертюре «Щелкунчика» композитор рисует образы ожидания сказочного праздника — Рождества. Мы, словно дети, оказываемся за дверью большого зала, где идут последние приготовления к празднику. Наряжают огромную ёлку, а под ёлку кладут долгожданные подарки. Вся увертюра проникнута одним музыкальным настроением — беззаботного детства и ожидания чуда. Лёгкость и изящество этой музыки напоминает стиль Моцарта. Для достижения такого эффекта Чайковский мастерски использовал средства оркестра — в увертюре практически не слышны «тяжёлые» тембры медных духовых инструментов.
Действие первое. Основное действие начинается в доме Штальбаумов, где семья устраивает рождественский праздник. Гости собираются вокруг наряженной ёлки, дети играют и веселятся. В разгар праздника появляется Дроссельмейер, крёстный детей. Он умеет чинить часы и создавать удивительные вещи своими руками. Фриц и Мари с нетерпением ждут, что же он подарит. Среди множества удивительных подарков Дроссельмейера — Щелкунчик, игрушка для раскалывания орехов. Он особенно заинтересовал Мари, хотя и выглядит довольно необычно, даже немного пугающе.
Украшение и зажигание ёлки. В сцене зажигания ёлки сохраняется ощущение ожидания новогоднего чуда, как в увертюре, но здесь темп музыки размереннее. Дети заняты праздничными приготовлениями, — и вот уже наряженная ёлка готова. В музыке хорошо читается этот момент: пассажи арфы, словно волшебные волны, вздымающиеся вверх и вниз, звучат в конце номера.
Музыка марша из «Щелкунчика» — одна из самых известных мелодий балета. Она звучит в концертах и телеспектаклях, её можно было услышать и в мультфильме «Гадкий утёнок» 2010 года, и на церемонии открытия Олимпийских игр в Японии в 2022 году. Детский марш проникнут торжественным настроением, при этом он остаётся мелодичным и лёгким. Мы словно видим, как дети торжественно шествуют по бальному залу, изо всех сил стараясь сохранять серьёзность.
Детский галоп и выход родителей. В детском галопе — популярном в XIX веке танце с прыжками — подражать взрослым уже не обязательно. Можно прыгать и веселиться, как и положено детям. Светлая скерцозная музыка звучит быстро и легко, а мелодические фразы словно изображают прыжки детей — мелодия устремляется всё выше и выше. Даже если не видеть то, что происходит на сцене, мы можем вообразить шумную беготню детей и их восторженные пляски.
Сцена с танцами. В сцене с танцами происходит завязка основного действия. Выход Дроссельмейера. Танец заводных кукол (мазурка). Демонический танец.
Мы помним, что все ждали Дроссельмейера, — и вот он, наконец, появился. Тема, которая звучит в оркестре, очень похожа по интонациям и набору инструментов на многие другие темы у Чайковского, которые он использует, чтобы изобразить рок, фатум, судьбы, злые силы.
Гросфатер. Во время этого танца происходит конфликт Фрица и Щелкунчика: мальчик обижает игрушку, чем очень расстраивает Мари. Музыка становится мелодичной и печальной — так композитор рисует нам эмоции нашей главной героини, доброй и отзывчивой девочки Мари.
Мари и Щелкунчик. Когда все гости уходят, часы бьют полночь. Дом погружается в таинственную атмосферу. Мари просыпается от шума и видит, что вокруг всё изменилось, комната как будто стала больше, а игрушки — и в их числе Щелкунчик — начали оживать.
Появление мышей и сражение. Однако сказочному счастью приходит конец, когда в комнате появляется полчище мышей под предводительством Мышиного короля. Игрушки, особенно деревянные солдатики и Щелкунчик, начинают мужественно сражаться с врагом. Однако силы неравны, и они начинают проигрывать. Тогда Мари решает помочь и бросает свою туфельку в Мышиного короля, чем отвлекает его внимание. Это даёт Щелкунчику возможность нанести решающий удар и победить. Мыши убегают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он благодарит Мари за помощь и приглашает её отправиться вместе с ним в волшебную страну сладостей — Конфитюренбург.
Еловый лес и вальс снежных хлопьев. Мари и Принц отправляются в волшебное царство через зимний лес, полный снежинок, которые танцуют вокруг них.
Вальс снежных хлопьев - быстрые пассажи флейты в начале словно рисуют мечущиеся снежные хлопья, которые закружил стремительный ветер. Композитор рисует эмоции героини. Необычное для балета решение в этом номере — появление хора, который поёт нежную мелодию, увлекающую за потоком снега в волшебный мир. А хор, конечно же, сопровождает арфа.
Действие второе
Второе действие балета «Щелкунчик» разворачивается в волшебном мире Конфитюренбурга, куда Мари и Принц попадают после путешествия через еловый лес. Здесь живут конфеты, пряники и другие лакомства, которые принимают гостей с радостью. Жители Конфитюренбурга устраивают грандиозный праздник в честь спасения от мышей и прибытия Мари и Принца. Первой их встречает фея Драже: для её образа Чайковский использовал ту самую челесту, которую так старательно прятал от конкурентов.
Танец феи Драже. слышны падающие в фонтане капли воды. Стеклянный звук челесты и тембр бас-кларнета, который вторит ей, создают особенный колорит в музыке этого номера.
На празднике в Конфитюренбурге звучит дивертисмент, в котором раскрываются не только сказочные образы сладостей и напитков, но и различные национальные традиции.
Шоколад. Испанский танец, символизирующий испанские шоколадки. В этой музыке играет большую роль ритм. Именно он создаёт ощущение национального горделивого испанского танца, а добавляют колорита кастаньеты и тембр трубы.
Кофе. Арабский танец, представляющий аромат этого любимого многими напитка. Извилистая и прихотливая мелодия словно наполнена ароматами Востока. В основу номера положена подлинная грузинская мелодия «Спи, фиалка». Чайковский сделал для неё изящную обработку с использованием засурдиненных скрипок.
Чай. Изящный китайский танец, очень колоритный и тоже довольно известный широкому кругу любителей музыки. Он построен на контрастах: здесь Чайковский умело сочетает самые высокие тембры (флейты) и самые низкие (фаготы).
Трепак, карамельная трость. Русский народный танец, который исполняют матрёшки. Настроение этого танца немного напоминает увертюру к балету, только он более быстрый и зажигательный. Некоторые ритмические доли отчётливо подчёркнуты в музыке инструментами оркестра для того, чтобы удобнее было исполнять притопы, характерные для трепака.
Танец пастушков, датский марципан. Медленный, немного манерный изящный французский танец словно рисует картину парижского бала.
Танец паяцев - французский танец, в основу которого положена шуточная песенка «Жирофле-Жирофля». На сцену выносят игрушечную куклу — персонажа из балаганного театра. Она оживает и начинает исполнять то ли танец, то ли цирковой номер.
Вальс цветов - диалог сезонов. После зимнего вальса снежинок звучит вальс цветов — и с ним приходит весна, просыпается природа и расцветают человеческие чувства. Во вступлении к этому номеру много солирует арфа, словно погружая нас в волшебный мир сказки.
Па-де-де. Мари и Принц остаются одни. Щелкунчик рассказывает девочке удивительную историю своего превращения. Здесь исполняется знаменитый «Па-де-де» — романтический дуэт главных героев. Они молоды, влюблены и очень счастливы.
Финальный вальс и Апофеоз. Заканчивается второе действие большим танцевальным номером — торжественным вальсом и финальным апофеозом. Это светлое завершение балета, обещающее молодым героям (и зрителям вместе с ними) счастье. Добро всегда побеждает зло, а любовь и дружба способны преодолеть любые преграды.