4 класс. Урок 14. Тема "Русские композиторы-классики"
Содержание урока. Тематические линии урока

Русские композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к жанру классической музыки, при этом их творчество связано с русскими национальными традициями и историей.
   К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — русский композитор периода романтизма, один из самых значимых и влиятельных композиторов в истории мировой музыки. 
Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его музыка стала мостом между традиционной русской музыкальной культурой и новыми европейскими тенденциями.
Пётр Ильич Чайковский - автор 10 опер, 3 балетов, 7 симфоний и сотен других произведений.

«Щелкунчик» — двухактный балет П. И. Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». 
Балет состоит из увертюры и двух действий. 

Увертюра — это вступление к музыкальному спектаклю, опере или балету. В увертюре «Щелкунчика» композитор рисует образы ожидания сказочного праздника — Рождества. Мы, словно дети, оказываемся за дверью большого зала, где идут последние приготовления к празднику. Наряжают огромную ёлку, а под ёлку кладут долгожданные подарки. Вся увертюра проникнута одним музыкальным настроением — беззаботного детства и ожидания чуда. Лёгкость и изящество этой музыки напоминает стиль Моцарта. Для достижения такого эффекта Чайковский мастерски использовал средства оркестра — в увертюре практически не слышны «тяжёлые» тембры медных духовых инструментов. 

Действие первое. Основное действие начинается в доме Штальбаумов, где семья устраивает рождественский праздник. Гости собираются вокруг наряженной ёлки, дети играют и веселятся. В разгар праздника появляется Дроссельмейер, крёстный детей. Он умеет чинить часы и создавать удивительные вещи своими руками. Фриц и Мари с нетерпением ждут, что же он подарит. Среди множества удивительных подарков Дроссельмейера — Щелкунчик, игрушка для раскалывания орехов. Он особенно заинтересовал Мари, хотя и выглядит довольно необычно, даже немного пугающе.

  Украшение и зажигание ёлки. В сцене зажигания ёлки сохраняется ощущение ожидания новогоднего чуда, как в увертюре, но здесь темп музыки размереннее. Дети заняты праздничными приготовлениями, — и вот уже наряженная ёлка готова. В музыке хорошо читается этот момент: пассажи арфы, словно волшебные волны, вздымающиеся вверх и вниз, звучат в конце номера.

Музыка марша из «Щелкунчика» — одна из самых известных мелодий балета. Она звучит в концертах и телеспектаклях, её можно было услышать и в мультфильме «Гадкий утёнок» 2010 года, и на церемонии открытия Олимпийских игр в Японии в 2022 году. Детский марш проникнут торжественным настроением, при этом он остаётся мелодичным и лёгким. Мы словно видим, как дети торжественно шествуют по бальному залу, изо всех сил стараясь сохранять серьёзность.

Детский галоп и выход родителей. В детском галопе — популярном в XIX веке танце с прыжками — подражать взрослым уже не обязательно. Можно прыгать и веселиться, как и положено детям. Светлая скерцозная музыка звучит быстро и легко, а мелодические фразы словно изображают прыжки детей — мелодия устремляется всё выше и выше. Даже если не видеть то, что происходит на сцене, мы можем вообразить шумную беготню детей и их восторженные пляски.

Сцена с танцами. В сцене с танцами происходит завязка основного действия. Выход Дроссельмейера. Танец заводных кукол (мазурка). Демонический танец.
Мы помним, что все ждали Дроссельмейера, — и вот он, наконец, появился. Тема, которая звучит в оркестре, очень похожа по интонациям и набору инструментов на многие другие темы у Чайковского, которые он использует, чтобы изобразить рок, фатум, судьбы, злые силы.

Гросфатер. Во время этого танца происходит конфликт Фрица и Щелкунчика: мальчик обижает игрушку, чем очень расстраивает Мари. Музыка становится мелодичной и печальной — так композитор рисует нам эмоции нашей главной героини, доброй и отзывчивой девочки Мари.

Мари и Щелкунчик. Когда все гости уходят, часы бьют полночь. Дом погружается в таинственную атмосферу. Мари просыпается от шума и видит, что вокруг всё изменилось, комната как будто стала больше, а игрушки — и в их числе Щелкунчик — начали оживать.

Появление мышей и сражение. Однако сказочному счастью приходит конец, когда в комнате появляется полчище мышей под предводительством Мышиного короля. Игрушки, особенно деревянные солдатики и Щелкунчик, начинают мужественно сражаться с врагом. Однако силы неравны, и они начинают проигрывать. Тогда Мари решает помочь и бросает свою туфельку в Мышиного короля, чем отвлекает его внимание. Это даёт Щелкунчику возможность нанести решающий удар и победить. Мыши убегают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он благодарит Мари за помощь и приглашает её отправиться вместе с ним в волшебную страну сладостей — Конфитюренбург.

Еловый лес и вальс снежных хлопьев. Мари и Принц отправляются в волшебное царство через зимний лес, полный снежинок, которые танцуют вокруг них.
Вальс снежных хлопьев - быстрые пассажи флейты в начале словно рисуют мечущиеся снежные хлопья, которые закружил стремительный ветер. Композитор рисует эмоции героини. Необычное для балета решение в этом номере — появление хора, который поёт нежную мелодию, увлекающую за потоком снега в волшебный мир. А хор, конечно же, сопровождает арфа.

Действие второе
Второе действие балета «Щелкунчик» разворачивается в волшебном мире Конфитюренбурга, куда Мари и Принц попадают после путешествия через еловый лес. Здесь живут конфеты, пряники и другие лакомства, которые принимают гостей с радостью. Жители Конфитюренбурга устраивают грандиозный праздник в честь спасения от мышей и прибытия Мари и Принца. Первой их встречает фея Драже: для её образа Чайковский использовал ту самую челесту, которую так старательно прятал от конкурентов.

Танец феи Драже. слышны падающие в фонтане капли воды. Стеклянный звук челесты и тембр бас-кларнета, который вторит ей, создают особенный колорит в музыке этого номера.
На празднике в Конфитюренбурге звучит дивертисмент, в котором раскрываются не только сказочные образы сладостей и напитков, но и различные национальные традиции.

Шоколад. Испанский танец, символизирующий испанские шоколадки. В этой музыке играет большую роль ритм. Именно он создаёт ощущение национального горделивого испанского танца, а добавляют колорита кастаньеты и тембр трубы.

Кофе. Арабский танец, представляющий аромат этого любимого многими напитка. Извилистая и прихотливая мелодия словно наполнена ароматами Востока. В основу номера положена подлинная грузинская мелодия «Спи, фиалка». Чайковский сделал для неё изящную обработку с использованием засурдиненных скрипок.

Чай. Изящный китайский танец, очень колоритный и тоже довольно известный широкому кругу любителей музыки. Он построен на контрастах: здесь Чайковский умело сочетает самые высокие тембры (флейты) и самые низкие (фаготы).

Трепак, карамельная трость. Русский народный танец, который исполняют матрёшки. Настроение этого танца немного напоминает увертюру к балету, только он более быстрый и зажигательный. Некоторые ритмические доли отчётливо подчёркнуты в музыке инструментами оркестра для того, чтобы удобнее было исполнять притопы, характерные для трепака.

Танец пастушков, датский марципан. Медленный, немного манерный изящный французский танец словно рисует картину парижского бала.

Танец паяцев - французский танец, в основу которого положена шуточная песенка «Жирофле-Жирофля». На сцену выносят игрушечную куклу — персонажа из балаганного театра. Она оживает и начинает исполнять то ли танец, то ли цирковой номер.

Вальс цветов - диалог сезонов. После зимнего вальса снежинок звучит вальс цветов — и с ним приходит весна, просыпается природа и расцветают человеческие чувства. Во вступлении к этому номеру много солирует арфа, словно погружая нас в волшебный мир сказки.

Па-де-де. Мари и Принц остаются одни. Щелкунчик рассказывает девочке удивительную историю своего превращения. Здесь исполняется знаменитый «Па-де-де» — романтический дуэт главных героев. Они молоды, влюблены и очень счастливы.

Финальный вальс и Апофеоз. Заканчивается второе действие большим танцевальным номером — торжественным вальсом и финальным апофеозом. Это светлое завершение балета, обещающее молодым героям (и зрителям вместе с ними) счастье. Добро всегда побеждает зло, а любовь и дружба способны преодолеть любые преграды.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик» 
«Танец Феи Драже»  
Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик»
«Вальс цветов» 
Петр Ильич Чайковский
«Щелкунчик»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.В. Шаинский. сл.Л. Яхнина (м-ф «Площадь картонных часов»). «Песня скомороха Дудки»
Музыка и слова Анны Петряшевой
"Всё ли можно сосчитать"
Музыка и слова Анны Петряшевой
"Всё ли можно сосчитать" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.