Содержание урока. Тематические линии урока
Среди европейских композиторов - классиков есть представители разных эпох: барокко, классического периода, романтизма и импрессионизма.
Эпоха барокко
Антонио Вивальди (1678–1741) — итальянский композитор, известный виртуозными скрипичными концертами. Цикл концертов «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки.
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — немецкий композитор, автор оперы «Ринальдо» и оратории «Мессия». Также известен концертными произведениями, такими как «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
Классический период
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) — австрийский композитор, чьи произведения охватывают все жанры того времени. Среди известных работ — опера «Свадьба Фигаро» и симфония №40.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — немецкий композитор, автор симфоний, особенно «Пятой симфонии» и «Девятой симфонии». Также написал множество сонат, квартетов и концертов.
Йозеф Гайдн (1732–1809) — австрийский композитор, известный как «отец симфонии» и «отец струнного квартета». Среди известных произведений — «Сотворение мира» и «Прощальная симфония».
Романтизм
Фредерик Шопен (1810–1849) — польский композитор и виртуозный пианист. Произведения для фортепиано, такие как «Ноктюрны» и «Этюды», стали основой репертуара пианистов.
Франц Петер Шуберт (1797–1828) — оставил после себя множество произведений, среди которых — «Неоконченная симфония», «Смерть и дева», «Зимний путь» и «Вечерняя серенада».
Импрессионизм
Клод Дебюсси — французский композитор рубежа XIX–XX веков, представитель импрессионизма в музыке. Среди сочинений — «Лунный свет», «Море».
Морис Равель — композитор первой половины ХХ века, автор «Болеро» — симфонических вариаций на тему испанского танца.
Жорж Бизе. «Арлезианка» — музыка к одноимённой пьесе Альфонса Доде. Музыка включает увертюру, оркестровые интермедии, антракты, хоры, мелодрамы. Сюжет повествует о мечтательном юноше Фредери,который влюбился в простую крестьянскую девушку Виветты.
Музыка рисует сочные картины провансальского быта, зарисовки природы — ясного свежего утра, горячего солнечного дня, праздничного перезвона колоколов, переклички пастухов, далеко разносящиеся в горном воздухе. Музыка пронизана светом и оптимизмом, полна страстной силы жизни, которая торжествует, несмотря на личные трагедии героя. Музыка к «Арлезианке» стала новым словом во французском искусстве: такой яркости и одновременно тонкой психологизации оно еще не знало.
Первая сюита открывается «Прелюдией», в которой противопоставлены картины брызжущей весельем народной жизни и две индивидуальные характеристики — Жаннэ и Фредери. В начале использован подлинный древний напев — ноэль (рождественская песнь), заимствованный из «Собрания провансальских и французских духовных напевов» — «Марш трех королей».
«Менуэт», следующий за прелюдией, — это живой простодушно-радостный народный танец с простой мелодией, основанной на повторении одного и того же звука. Ее сменяет более плавный, вальсообразный напев в красочном сочетании тембров кларнета и саксофона.
«Адажиетто» — лаконичная миниатюра (всего 34 такта), пронизанная очарованием старины, с гибкой выразительной мелодией в прозрачном звучании одной только струнной группы, подводит к финальному номеру.
«Перезвон» — яркий, исполненный жизнерадостных красок в полном, но как всегда у Бизе прозрачном и ясном звучании. В среднем эпизоде настроение меняется: это более индивидуализированный лирический образ в характере сицилианы. Солируют флейты, а затем гобои на фоне струнных. В заключение вновь возвращается торжественный праздничный колокольный звон.
Вторая сюита начинается «Пасторалью». Ее первый образ — светлый, радостный, с мелодией, расцвеченной переменчивой игрой звуков. Это картина наступающего утра, солнца, разгорающегося все ярче. Второй образ — мелодия полная радостного упоения жизни, (хор крестьян, работающих в поле).
«Интермеццо», обрамленное мощными аккордами, основано на полной затаенного страдания теме любви Фредери.
«Менуэт», заимствованный из оперы «Пертская красавица», прозрачен и легок, с непритязательной народного характера мелодией.
«Фарандола», как и «Прелюдия» Первой сюиты, начинается «Маршем трех королей» в праздничном звучании tutti. Ее вторая тема — также народная. Это «Танец резвых лошадей» провансальского происхождения. Заканчивается сюита мощной ликующей массовой пляской, утверждающей жизнь и здоровое народное начало.