Содержание урока. Тематические линии урока
Мастерство исполнителя — это высокий уровень владения музыкальными выразительными средствами и техникой исполнения.
К средствам музыкальной выразительности относятся:
Мелодия — законченная музыкальная мысль.
Лад — характеристика музыки, весёлая (мажорный лад) или грустная и задумчивая (минорный лад).
Тембр — окраска звуков, благодаря которой можно определить, какой инструмент играет.
Темп — скорость исполнения произведения.
Ритм — чередование длительностей, который превращает набор звуков в мелодию.
Штрихи — способы извлечения звуков.
Динамика — громкость звука.
Благодаря музыкальным средствам, мы можем услышать, понять и почувствовать характеристики того или иного героя. Мастерство исполнителя подразумевает, что он должен хорошо чувствовать музыку и точно передавать её настроение, характер, темп.
Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.
А.П. Бородин. «Богатырская» симфония. II часть – Скерцо. «Игра богатырей», - стремительное и бурное, создает ощущение скачки, богатырской игры. Симфония была посвящена величию богатырской силы, воспевала могучего хозяина и защитника русской земли.
Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества.
Алексей Витальевич Архиповский — советский и российский музыкант и композитор, балалаечник-виртуоз. Архиповского называют «Паганини русской балалайки». В его репертуаре — как классические произведения, так и современные композиции, авторские работы, которые сочетают элементы фолка, джаза и рока.
Все концерты Алексея Архиповского, сопровождаются неизменными восторгами: "Алексей Архиповский, - Паганини русской балалайки!", "Как удалось Алексею Архиповскому, вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, примитивный инструмент, ассоциирующийся у большинства с незатейливыми русскими народными мелодиями?!", "В руках Алексея Архиповского, балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов"...