Содержание урока. Тематические линии урока
История Донецкого края насыщена и интересна, сложились легенды и мифы.
Легенды о скифских бабах
Приазовские и причерноморские степные зоны Украины были всегда привлекательны для кочевников своими богатыми пастбищами, множеством водоемов и теплым сухим климатом. Сюда устремлялись скифы, половцы и другие кочевые народы, а вместе с ними и их уникальная в своем разнообразии культура.
До нашего времени сохранились многочисленные каменные могилы и статуи, которые называют каменными бабами. Эти необычные скульптуры, были вырезаны древними ремесленниками из цельного куска камня. Высота скульптур составляет 1 – 4 метра. В изображении просматриваются образы воинов и женщин. Сегодня скифские бабы установлены возле Донецкого краеведческого музея. Есть несколько баб и в ландшафтном парке возле стадиона Донбасс Арена, а также в Донецком ботаническом саду. Наши предки использовали каменных баб в качестве указателей направлений света. Ведь в зимнее время сложно было по заснеженному бездорожью определить верное направление. Половцы использовали каменных идолов для жертвоприношения в своих ритуальных обрядах. Частенько каменных баб устанавливали в качестве надгробий на курганах. Интересно, что «баба» произошло от тюркского слова «балбал», что означает «дед-отец», «пращур». В большинстве древних культур бабы были своеобразными оберегами.
Легенда о Табити
Легенда Табити - Богини семьи и домашнего очага у скифов. Именно она создала первых скифских баб из камня и наделила их душами несчастных влюбленных, погибших от любви. Они были обязаны охранять любовные отношение людей. Легенда гласит, что если влюбленные ссорятся, то дух каменной бабы выходит и наказывает виновника ссоры. А если задобрить дух бабы, то мир, порядок и лад в семье будет обеспечен. Кроме того, раны, полученные недалеко от скифских баб, не будут кровоточить и быстро заживут.
Легенда о Каменных Могилах
Летел, как-то черт понад Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на челнах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости: "Ишь, пристроились... Не годится, это не по-моему..". И надумал Черт изгнать людей и земельднепровских. Когда наступила ночь, взял дерюжку и полетел за море, на высокие горы. Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине: "Попомните меня!" — присказывал Черт. "Запружу всю речку камнем". Так летал всю ночь. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды. Перед самым рассветом, набрал породы больше обычного, летит, еле удерживает своими когтями дерюжку. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул... и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Каменными Могилами».
Легенда о Святогорье
Встретился как-то богатырь Святогор с полчищем печенегов. И завязалась меж ними битва. Дни и ночи бились печенеги и не могли одолеть богатыря. Немало печенегов полегло от большого Святогорового меча. И решили печенеги хитростью одолеть Святогора. Изготовили полынный яд, и окропили им свои стрелы. Вражья отравленная стрела впилась в тело богатыря... И ослаб Святогор. Поглядел на белый свет, на высокие меловые кручи-горы, на голубые воды Донца, поблагодарил за верную службу свего коня, лег под скалой над Северским Донцом и опочил на веки вечные...А землю эту люди потом назвали его именем — Святогорьем».
История греческого народа в Причерноморье уходит вглубь веков. Греки искусные мореплаватели, путешествовали по Черному морю и устраивали свои колонии в понравившихся им местах. Так к XVII веке множество таких колоний оказалось в Крыму. Но после победы над турками, к Российской империи оказался присоединен ряд земель, практически незаселенных, на которых перемещались лишь кочевые народы. Тогда Екатерина II решила пересилить целый пласт населения Придонья, из Крыма в эти пустынные степи. В 1780- е годы началось переселение греков в степи Приазовья. Неофициальной столицей греков Приазовья стал Мариуполь. А в степи появились поселки со знакомыми по Крыму названиями: Ялта, Урзуф, Старый Крым и 3 национальных греческих района: Сартанский, Мангушский и Великоянисольський.
Получила развитие греческая национальная школа, театр, пресса, литература: приазовские греки издавали газету «Коллективистис», основоположником национальной румейской поэзии стал Георгий Костоправ. В Мариуполе был открыт Мариупольский греческий театр, а в сёлах открылись школы с преподаванием на греческом языке. Проводится эллинский фестиваль — Международный фестиваль греческой культуры «Мега Юрты» им. Д. Патричи и Фестиваль греческой песни имени Тамары Кацы.