4 класс. Урок 17. Тема "Искусство времени"
Содержание урока. Тематические линии урока

В искусстве тема времени может проявляться по-разному: в изобразительном искусстве — через изображение застывших мгновений, в музыке — через размышления о времени. Кроме того, музыка может помочь нам понять время. Например, классическая музыка может создать ощущение, что время течет медленно, а рок-музыка может создать ощущение, что оно летит быстро. Также музыка может помочь нам ориентироваться во времени. Например, песни, которые мы слушали ранее, могут вызвать у нас воспоминания о тех временах. Музыка и время неразрывно связаны друг с другом. Они создают особую атмосферу, которая позволяет нам погрузиться в мир звуков и эмоций.

Музыка сопровождает человека с первых дней и на протяжении всей его жизни. Мы слушаем ее с момента пробуждения, в течение дня и засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее всегда: в дороге, на отдыхе, на работе… Музыка способна поднять настроение, вдохновить, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. 

Музыка и время связаны напрямую. Их связь напоминает взаимоотношения архитектуры и пространства, недаром два эти искусства постоянно сравнивают между собой. Располагая звуки в отрезке физического времени, автор музыки создает высказывание, внутри которого события и процессы живут собственной жизнью. Это художественное время может считываться нами как совпадающее с реальным временем на часах, а может двигаться иначе. 

Музыкальное произведение живет пока оно звучит. Отзвучав, музыкальное произведение перестает реально существовать, исчезает. Чтобы услышать его снова, его нужно каждый раз заново возрождать к жизни, заставлять снова звучать. Умение это делать и есть то, что называется музыкально-исполнительским искусством. 

«Вечное движение» (Moto Perpetuo) Никколо Паганини — хаотичная пьеса, исполняемая в быстром темпе. Произведение построено на непрерывном ритмическом движении от начала и до конца. Для исполнения требуются мельчайшие взмахи смычка стаккато и абсолютная точность левой руки в течение четырёх минут.

Иоганн Штраус "Перпетуум мобиле" перевёл мдею произведения в шутку на том бесспорном основании, что скорость - это весело. Он сочинил остроумный и духоподъёмный "Перпетуум мобиле" в жанре фривольного галопа. Каждый инструмент от флейты-пикколо до неожиданного там-тама играет свою эпизодическую комическую роль в этом оркестровом перфомансе. Здесь нет непрерывной мелодической линии, характерной для "перпетуумных" пьес, зато есть заводной аккомпанемент  и сюрприз в конце: всё это не заканчивается (поскольку это "вечное" движение), а просто останавливается на полуслове жестом дирижёра.

М. И. Глинка «Попутная песня» — романс  на стихотворение Н. В. Кукольника, входит в цикл «Прощание с Петербургом». Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги — Царскосельской, соединявшей Петербург, Царское Село и Павловск. Это событие широко освещалось в прессе, скорее всего, на нём присутствовал и Глинка. В тексте Кукольника слово «пароход» употребляется в значении «паровоз»: в то время эти слова были синонимами.  Романс построен на чередовании двух контрастных образов:
Первый образ (ре мажор) — оживлённый, праздничный, радостный — передаёт весёлую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в вокальной мелодии дублируется фортепианной партией.
Второй образ (си минор) — передаёт переживания героя, его волнение в ожидании встречи. Скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой.
На протяжении всей песни в аккомпанементе всегда сохраняется ровная пульсация, как бы имитация равномерного, чёткого стука колёс паровоза.

Эдуард Артемьев «Полёт» имеет кинематографичный характер. Композиция сочетает динамичную музыкальную тему, как будто созданную для того, чтобы под неё сменялись кадры, и вокальную мелодию. Органичное сочетание музыкально-кинематографической и вокально-поэтической линии, чувствуется, будто вокальная мелодия и голос.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Никколо Паганини
«Вечное движение» 
Иоганн Штраус
Полька "Вечное движение"
М. И. Глинка на стихотворение Н. В. Кукольника  «Прощание с Петербургом», «Попутная песня»
Муз.Э. Артемьева, 
к-ф "Родня", "Полет"
Георгий Свиридов
Оркестровая сюита «Время, вперёд!» 
 Сергей Чекалин. Perpetual motion
"Вечное движение"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Е.Крылатова, сл.Ю. Энтина
«Прекрасное далёко» "
Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин
«Прекрасное далеко» (караоке)
Прекрасное далёко. Проект 10песенатомныхгородов
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.