Содержание урока. Тематические линии урока
Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа. Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скоморах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб.
В допетровской России не было стационарных театров. Скоморохи ходили от поселения к поселению и веселили народ несложными цирковыми трюками и забавными сценками со злободневным юмором. Церковь не одобряла театрального искусства: лицедейство считалось в христианстве грехом и бесовщиной.
Театры для народа — балаганы — появились во время петровских реформ. На импровизированной сцене показывали спектакли с несложным сюжетом и прибаутками, сценки с Петрушкой, трюки с дрессированными медведями и акробатические номера. А раешники приносили «потешные панорамы» — райки: ящики с цветными картинками, которые можно было смотреть через увеличительное стекло.
В начале XVIII века появился еще один вид народного театра — вертеп, кукольное представление с песнями и стихами на сюжет Рождества Христова.
Позже вертеп пережил обмирщение: постановку стали дополнять короткой комедией на тему повседневной народной жизни.
Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии.