Содержание урока. Тематические линии урока
Фольклор – это не только собрание творческих свидетельств древних времён, это – своего рода код нации. Он хранит в себе множество тайн и их разгадок, мысли и чаяния целых поколений, характер и настроение эпохи.
Владимир Иванович Даль – один из самых известных собирателей фольклора и создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Александр Николаевич Афанасьев подарил нам «Курочку Рябу», «Репку» и «Колобка», по всей Российской Империи он собирал легенды, сказки и предания, чтобы сохранить их для потомков и посвятил почти всю жизнь своему главному увлечению – собиранию фольклора.
Собирателем белорусского фольклора был скрипач и композитор Михаил Ельский. Многие из народных мелодий впоследствии использованы в его инструментальных сочинениях.
На белорусском фольклоре основаны музыкальные произведения Н. Чуркина, Н. Аладова, Е. Тикоцкого и других белорусских композиторов.
16 белорусских народных песен использовано в его симфониетте «Белорусские картинки», ставшей первым национальным симфоническим произведением и считающейся своеобразной энциклопедией народной жизни.
А.К. Лядов «Сказочные картинки»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
Симфоническая миниатюра А.Лядова "Кикимора" . Неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку». Звонко и бесстрастно звучит челеста, в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы. Звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной (её мягко поет английский рожок —деревянный духовой инструмент), и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. Медленное вступление рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета.
Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Литературной основой «Кикиморы» А. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым. Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом. Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги.
Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств. Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности. Главное действующее лицо характеризует отдельная тема.
Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота, затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона. Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.