Содержание урока. Тематические линии урока
В Христианстве музыка включена в богослужение. На протяжении многих веков церковь была духовным центром жизни русского народа, хранителем традиций, точкой притяжения его творческих устремлений.
Каждый год в определённое время Православная Церковь отмечает христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение. В эти дни проходят особенно красивые, торжественные службы. В обычные дни совершаются более скромные ритуалы. Но каждый вид богослужения неразрывно связан с музыкой. Величественная архитектура, фресковая живопись, иконы, вдохновенное Слово Божье и строгие напевы… Всё это вместе создает особую атмосферу храма.
Вплоть до XVII века в русских церквях звучала одноголосная музыка. Православная церковь признаёт звучание только одного инструмента – колокола, в качестве сигнала к началу богослужения. Основная же часть Православной службы – это музыка исключительно вокальная, исполняемая без сопровождения.
Древние напевы записывались особыми знаками – знаменами. Поэтому образцы старинной русской духовной музыки называют знаменным распевом.
Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение.
Во второй половине XVIII века получил распространение новый жанр – духовный концерт. Это – многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.
В XIX веке традиции русской духовной музыки продолжили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. Эти композиторы больше известны как авторы опер, романсов, симфонических произведений. Но все они были людьми глубоко верующими. И сегодня их религиозные произведения звучат наравне со светскими. Уже в начале XX века, в 1915 г.- практически накануне революции создал свой бессмертный шедевр С. В. Рахманинов. Его «Всенощное бдение» основано на бережном сохранении церковных гласов. В некоторых хорах его «Всенощной» звучат подлинные старинные знаменные распевы.
Модест Мусоргский. Увертюра "Рассвет на Москва-реке" - симфоническая картина, предваряет грандиозную музыкальную драму «Хованщина». Композиция - символична картина рассвета, который встаёт над святой Русью, явственно представляется восход солнца над Красной площадью и вырисовывающиеся из сумрака башни московского Кремля. Слышится крик петухов и перезвон церковных колоколов, созывающих людей в храмы на утреннюю молитву и символизирующие величие и могущество страны. Все воссоздает волшебную картину утреннего пробуждения природы, иллюстрирует первые пробивающиеся солнечные лучи.
С.В. Рахманинов. 2-й фортепианный концерт. Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ могучей Родины. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.