Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка стран дальнего зарубежья включает разнообразие стилей, жанров и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков.
Музыка Норвегии. Музыкальная норвежская культура восходит к эпохе викингов, когда саги и легенды передавались устно, а музыкальные инструменты были неотъемлемой частью ритуалов и праздников. Особое место занимает саамская музыка — вокальный стиль йойк, который символизирует связь с природой и родной землёй. Среди жанров традиционной вокальной музыки — баллады и короткие, часто импровизированные песни (стев). Также бытовали колыбельные, эпические, религиозные песни.
Классическая норвежская музыка оформилась в творчестве выдающихся композиторов:
- Эдварда Грига — композитора, который вобрал в себя типические черты норвежского музыкального фольклора. «Пер Гюнт» — музыкальное сопровождение к драме Генрика Ибсена, «Лирические пьесы» с мотивами, вдохновлёнными фолком.
- Юхана Свендсена — симфонии и «Норвежская рапсодия», где фольклорные темы сочетаются с оркестровым размахом.
- Рикарда Нурдрока — автора музыки национального гимна.
Эдвард Григ «Сигурд Крестоносец» оркестровая сюита . Посвящена норвежскому королю Сигурду I, известному как Йорсальфар или «Крестоносец».
Сюита написана как музыкальное сопровождение к одноимённой драме Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Сюжет драмы взят из староисландской саги о двух королях — братьях Сигурде и Эйстейне.
Антонин Дворжак «Славянский танец №2» — пьеса из цикла «Славянские танцы». Антонин Дворжак — чешский композитор, представитель романтизма, один из основателей чешской музыкальной классики. Композитор помещает на второе место в Танце украинскую думку, щемяще звучащую у скрипок. Её оттеняют более светлые темы, в которых можно уловить ритм мазурки. Напевные мелодии отличаются экспрессией и психологической глубиной, не свойственной танцевальному жанру. Лирический склад подчеркнут более скромными оркестровыми красками: из медных использованы лишь валторны, из ударных — литавры и треугольник.
Антонин Дворжак «Юморески» — цикл пьес для фортепиано чешского композитора. Изначально Дворжак планировал дать сборнику название «Новые шотландские танцы». Музыка фортепианной пьесы «Юмореска» имеет шутливый характер, что проявляется в разных аспектах: в форме, в мелодии, в гармонии и в ритме.