4 класс. 3 четверть. Тема "Музыка стран дальнего зарубежья"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка стран дальнего зарубежья включает разнообразие стилей, жанров и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков.

Бедржих Сметана  — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный критик, общественный деятель. Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем. Особенно преуспел он в жанрах национальной оперы и симфонической поэмы
оперы: «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», др.; симфонические произведения: «Шведские песни», цикл симфонических поэм «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл», «Моя родина».
«Влтава»  — симфоническая поэма Бедржиха Сметаны, входящая в состав цикла «Моя родина». В произведении композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы. Звуки труб и валторн — охоту в лесу на её берегах. Ритм весёлой польки — крестьянскую свадьбу. Тихая мелодия у скрипок на фоне «переливов» деревянных духовых — ночные хороводы русалок. Мощные аккорды всего оркестра — пороги Святого Иоанна. Во «Влтаве» несколько раз звучит мотив, основанный на народной итальянской песне «La Mantovana» (легшей также в основу гимна Израиля — «Атиква»). В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. На Западе поэма известна под немецким названием Moldau.

Музыка Латвии в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа. 
Латыши называют себя нацией певцов, а традиция исполнения народных песен является главным символом национальной самоидентификации. Латышские народные песни — дайны  (небольшие четверостишия, в песенной форме), выражали представления человека о мироустройстве, передаваемые из уст в уста. Аккомпанемент к деревенским песням исполняется на различных инструментах ( коклес, подобный гуслям).
Латвия и Эстония отличаются необычайной любовью к песне. В этих странах проходят всемирно известные певческие фестивали и конкурсы. 

Народная музыкальная культура Литвы богата и высокохудожественна. Основную часть литовского фольклора составляют песни, причитания. Их напевы отличаются большим разнообразием: для одних характерна певучесть, мелодичность, другие — речитативные (похожие на речь) или танцевальные. 
Литовская песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные семиступенные лады; встречаются пентатоника, переменные лады.
Самые популярные народные танцы в Литве - круговые хороводы (лирические, бытовые и юмористические). Настроение танцев - светлое, лучистое, как отражение солнышка в янтаре. Янтарь – это кусочки окаменевшей смолы, которую выбрасывают на берег морские волны. Народная музыка Литвы часто бывает такой же солнечной, как янтарь.

Эстонская музыка имеет древнюю историю и происходит от напевов, характерных для прибалтийско-финских народов. Они имели рунические формы и представляли собой колыбельные, праздничные, лирические песни. Это и хоровое пение, и бурдонное многоголосие, которое используют, исполняя фольклорные эстонские песни. Старинными эстонскими музыкальными инструментами считаются каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели, волынки.

Литовский композитор, поэт и художник Микалоюс Чюрлёнис своей симфонической музыкой словно пишет картины. А красками – будто предаёт музыку  образ горячо любимой Литвы с помощью тембров инструментов симфонического оркестра. Творчество М. Чюрлёниса — это торжественный гимн природе, гимн жизни, гимн солнцу. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией, воплощают в жизнь мечту - соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир — мир, созданный Чюрлёнисом. 

Французская народная музыка — это фольклорные мелодии, которые бытовали в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Истоки — фольклор кельтских и германских племён, живших в давние времена на территории нынешней Франции.  Сюжетная основа народной музыки -  крестовые походы, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях ( «поэтический эпос истории Франции»).
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Эстонские
народные танцы
Литовская народная песня
"Ойра"
Французская народная песня
"Au pays de Lerida"
М.К. Чюрленис
"Гимн Солнцу"
М.К. Чюрленис
Музыка живописи  
Б.Сметана
Симфоническая поэма "Влтава"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Е.Крылатова, слова Ю.Энтина
 "Колокола (Бьют часы на старой башне)"
Муз. Е.Крылатова, слова Ю.Энтина
"Колокола (Бьют часы на старой башне)"
Латышская народная песня
"Петушок"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.