Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка стран дальнего зарубежья включает разнообразие стилей, жанров и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков.
Бедржих Сметана — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный критик, общественный деятель. Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем. Особенно преуспел он в жанрах национальной оперы и симфонической поэмы
оперы: «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», др.; симфонические произведения: «Шведские песни», цикл симфонических поэм «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл», «Моя родина».
«Влтава» — симфоническая поэма Бедржиха Сметаны, входящая в состав цикла «Моя родина». В произведении композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы. Звуки труб и валторн — охоту в лесу на её берегах. Ритм весёлой польки — крестьянскую свадьбу. Тихая мелодия у скрипок на фоне «переливов» деревянных духовых — ночные хороводы русалок. Мощные аккорды всего оркестра — пороги Святого Иоанна. Во «Влтаве» несколько раз звучит мотив, основанный на народной итальянской песне «La Mantovana» (легшей также в основу гимна Израиля — «Атиква»). В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. На Западе поэма известна под немецким названием Moldau.
Музыка Латвии в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа.
Латыши называют себя нацией певцов, а традиция исполнения народных песен является главным символом национальной самоидентификации. Латышские народные песни — дайны (небольшие четверостишия, в песенной форме), выражали представления человека о мироустройстве, передаваемые из уст в уста. Аккомпанемент к деревенским песням исполняется на различных инструментах ( коклес, подобный гуслям).
Латвия и Эстония отличаются необычайной любовью к песне. В этих странах проходят всемирно известные певческие фестивали и конкурсы.
Народная музыкальная культура Литвы богата и высокохудожественна. Основную часть литовского фольклора составляют песни, причитания. Их напевы отличаются большим разнообразием: для одних характерна певучесть, мелодичность, другие — речитативные (похожие на речь) или танцевальные.
Литовская песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные семиступенные лады; встречаются пентатоника, переменные лады.
Самые популярные народные танцы в Литве - круговые хороводы (лирические, бытовые и юмористические). Настроение танцев - светлое, лучистое, как отражение солнышка в янтаре. Янтарь – это кусочки окаменевшей смолы, которую выбрасывают на берег морские волны. Народная музыка Литвы часто бывает такой же солнечной, как янтарь.
Эстонская музыка имеет древнюю историю и происходит от напевов, характерных для прибалтийско-финских народов. Они имели рунические формы и представляли собой колыбельные, праздничные, лирические песни. Это и хоровое пение, и бурдонное многоголосие, которое используют, исполняя фольклорные эстонские песни. Старинными эстонскими музыкальными инструментами считаются каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели, волынки.
Литовский композитор, поэт и художник Микалоюс Чюрлёнис своей симфонической музыкой словно пишет картины. А красками – будто предаёт музыку образ горячо любимой Литвы с помощью тембров инструментов симфонического оркестра. Творчество М. Чюрлёниса — это торжественный гимн природе, гимн жизни, гимн солнцу. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией, воплощают в жизнь мечту - соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир — мир, созданный Чюрлёнисом.
Французская народная музыка — это фольклорные мелодии, которые бытовали в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Истоки — фольклор кельтских и германских племён, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Сюжетная основа народной музыки - крестовые походы, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях ( «поэтический эпос истории Франции»).