Содержание урока. Тематические линии урока
Сказка может стать основой сюжета в музыке — в произведениях разных жанров: оперы, балета или инструментального сочинения. Композиторы использовали сказочные сюжеты, чтобы передать облик героев, сказочные пейзажи и царства, птиц и животных.
Примеры сказочной музыки встречаются в творчестве русских композиторов, например, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Лядова.
Николай Будашкин — автор музыки к музыкальному фильму-сказке «Морозко». Николай Павлович Будашкин — советский композитор, автор музыки в разных жанрах: симфонической, народно-инструментальной, театральной и к кинофильмам. Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949). Творчество Будашкина связано с русской народной музыкальной культурой, он стремился раскрыть потенциал оркестра русских народных инструментов и соединить его особую фактуру с классическими традициями.
Фильм снят по мотивам одноимённой русской народной сказки. Сюжет рассказывает о доброй девушке Настеньке, которую злая мачеха заставляла работать, не давая продыху. Однажды мачеха решила избавиться от падчерицы и отправила её замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренёк Иван, который полюбил Настеньку, но из-за хвастовства лесной колдун превратил его в медведя. И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через множество испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко.
Будашкин написал музыку к фильму, который создаёт ощущение русской народной сказки.
Г. В. Свиридов «Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина для симфонического оркестра» — программная оркестровая сюита. Сюита состоит из девяти частей. Последовательность частей подчинена не сюжету повести, а музыкальной драматургии.
В духе повествования сменяются части:
- пейзажного характера: «Тройка», «Весна и осень», «Пастораль», «Зимняя дорога»;
- жанрово-бытовые: «Вальс», «Романс», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса».
Композитор воссоздаёт звуковой облик изображаемой эпохи через жанровые ассоциации. В меланхоличном «Вальсе» и «Романсе» он опирается на стиль русской салонной музыки 1-й половины XIX века, в «Военном марше» имитирует звучание старинного духового оркестра.