Содержание урока. Тематические линии урока
Немецкая музыкальная культура зародилась в глубоком средневековье. Она состояла из двух направлений: народного музыкального фольклора и церковного пения. В творчестве бродячих музыкантов – вагантов и шпильманов смешивались традиции грегорианского хорала и народных мелодий. В 12 – 14 веках в рыцарских замках царило искусство миннезингеров, тесно связанное с поэзией. В создании светской музыки участвовали и городские музыканты – мейстерзингеры - рыцари, которые сочиняли и стихи и музыку, прославляя в них Прекрасную даму («миннезанг» по-немецки значит «песни любви»). Их солнечное песенное искусство переплавилось в творения венских классиков.
Музыкальное искусство Германии и Австрии выросло на одной почве. Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения.
В творчестве Баха впервые проявилось то, что стало характерным для немецкого искусства последующих веков: стремление к глубокому философскому обобщению событий и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.
Немецкие народные песни-баллады - сюжеты их частично заимствованы из героического эпоса, песни батраков, служанок, пастухов.
Немецкие танцы: ландлер, шуплаттлер, вальс.
Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.
В XVIII в. одним из центров музыкального мира стала Вена — столица Австрийского государства, населенного большими и малыми народами. Австрийская народная песенность - основа музыки Моцарта.
Австрийская школа создала первые классические образцы таких жанров, как симфония, квартет, соната.
Народные напевы были творчески использованы Гайдном, Моцартом, Бетховеном в их камерных и симфонических произведениях.
Широко представлен в творчестве Бетховена немецкий и австрийский фольклор — это подлинные немецкие народные песни.
Многие народные песни — австрийские, тирольские — лежат в основе вариационных циклов Бетховена.
Йодль – австрийская народная песня, особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков.
Австрийский шуплатлер (от нем. Schuh — «ботинок» и нем. platteln — «хлопать») — традиционный баварский и тирольский танец, который включает в себя быстрые, почти акробатические движения, с хлопками по ногам и подошве обуви, прыжки, повороты, иногда используется йодль и шлепки.