Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка для балета (балетная музыка) — это музыка, предназначенная для хореографического балетного спектакля. Музыка балета создаётся на основе сценарного плана (либретто) с учётом хореографического воплощения, необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.
Арам Ильич Хачатурян «Гаянэ» — балет в 4 действиях. Назван по имени главной героини — Гаянэ. Действие происходит в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. В центре сюжета — история передовой колхозницы Гаянэ, её мужа, ставшего пособником диверсантов — агентов немецкой разведки и поджигателя колхозных складов хлопка. сюжетная линия балета раскрывается событиями: Гаянэ узнаёт о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. В борьбе с мужем-дезертиром Гаянэ утверждает своё право на самостоятельную трудовую жизнь. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и начальника пограничного отряда Казакова.
Музыка балета отличается широким симфоническим развитием с использованием лейтмотивов, ярким национальным колоритом. Она органично включает подлинные армянские мелодии. Музыкальная ткань балета включает в себя образцы народно-танцевального творчества: армянские пляски, украинский гопак, лезгинку и другие.
«Танец с саблями» — наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее армянскую народную музыку с джазовыми элементами. Изначально фрагмент назывался «Танец курдов», но в историю мировой музыки вошёл как «Танец с саблями».
Вступление — восточный танец в исполнении группы деревянных инструментов и ксилофона, композитор нарисовал музыкальную картину, в которой, даже не видя танцоров, можно чётко представлять их горделивые движения.
Финал балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна включает большой цикл танцев, объединённый происходящим праздником. Один из ярких номеров «Танцевальной сюиты» «Лезгинка». В ней поражает очень тонкое, чуткое проникновение в существо народной музыки. Все в «Лезгинке» идет от слушания народной музыки. «Лезгинка» являет пример того, как Хачатурян, целиком основываясь на принципах народной музыки, свободно и смело развивает их до масштабов симфонического мышления.
Чередование номеров строится на образных контрастах: лирического и весёлого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического.
«Танец розовых девушек» (№7) — музыкальный номер балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ». Отличается свежестью, изяществом и грацией движения. «Танец розовых девушек» отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения.
«Танец с саблями» (№ 35), энергичных, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары. Мелодия предельно ясна по рисунку, объединяет чёткость маршевой поступи и прихотливость танцевальных ритмов.