4 класс. Урок 27. Тема "Опера. Главные герои и номера оперного спектакля"
Содержание урока. Тематические линии урока

Опера — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра. В опере объединены различные виды искусства: музыка, драматическое действие, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы.

Никола Римский-Корсаков. опера «Садко» - опера-былина, эпическую оперу, поскольку для неё характерно замедленное, плавное течение действия. Время действия,  перенесено в полусказочную-полуисторическую эпоху, когда в Новгороде только появилось христианство, и языческие верования были ещё в силе. Главный герой-Садко — новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Одна из дочерей Морского царя — Волхова — обещает Садко подарить три золотые рыбки, которые сделают его богатым. Садко решает бросить вызов богатым новгородцам: побился с купцами об заклад, что в Ильмень-озере поймает диковинных златопёрых рыбок. Волхова помогает Садко выиграть спор: он сразу выловил три рыбки, которые вмиг превратились в слитки золота.
Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах. Картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства воплощены средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни.

  • Первая картина открывается хором новгородских купцов, полным буйного веселья. В средней части представлены два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.
  • Вторая картина чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, тёмная дубравушка».
  • Третья картина посвящена характеристике жены Садко Любавы Буслаевны. Картина начинается с её арии, которой предшествуют небольшое оркестровое вступление и речитатив, в которых подготавливается основная музыкальная тема.
  • Пятая картина начинается с оркестрового вступления, которое рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску.
  • Шестая картина начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей.
  • Седьмая картина открывается проникновенной, лирически тёплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт.

Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке Александра Пушкина.
Действия оперы:
  • Пролог. Зимним вечером в светлице деревенской избы три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой, а младшая молчит. Царь Салтан входит в светлицу и объявляет решение: жить всем трём во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой.
  • Действие первое. Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течёт жизнь во дворце. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит её, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана.
  • Действие третье. Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав о причине его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.
  • Действие четвёртое. Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идёт у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона тронуло Лебедь-птицу, и она обернулась прекрасной царевной, о которой он так пылко мечтал.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н.Римский-Корсаков "Садко" 2 картина
Песня Садко "Ой ты темная дубравушка"
Н.Римский-Корсаков "Садко"
Песня Садко "Высота ли, высота"
Н.А.Римский-Корсаков
"Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Слова и музыка Татьяны Любаши.
Барбарики. "Что такое доброта" (караоке)
Итальянская народна песня. Исп. Капуа
"О, мое солнце"
Итальянская народна песня. Исп. Капуа
"О, мое солнце" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.