Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальные традиции Востока включают традиции разных регионов: Индии, Китая, Японии и арабских стран. Каждая культура имеет свои особенности, отразившиеся в музыкальных традициях.
Традиция – это образ жизни, обряды и обычаи, язык, культура, искусство, которые передаются народом из поколения в поколение.
Музыкальные традиции – это веками сложившееся, свойственное каждому народу инструментальное и песенное (вокальное) музыкальное творчество.
Япония. Национальный классический музыкальный стиль — гагаку («изысканная, совершенная музыка»). Тесно связан с ритуальной жизнью страны: сопровождал синтоистские культы и праздники, церемонии при императорском дворе.
Традиционный инструментарий: главная роль отводилась четырём инструментам: кото, сякухати, сямисэну и тайко.
Арабские страны. Классическая арабская музыка носит преимущественно вокальный характер, господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу.
Существует развитая инструментальная традиция, в особенности в игре на ударных инструментах.
Характерные черты арабской музыки: сложная, прихотливая, «вьющаяся» мелодия, чёткий, непрерывный, мерный, но сложный ритм.
Китайская народная музыка включает вокальную и инструментальную музыку, которая исполнялась на праздниках, в ходе трудовой деятельности и во время церемоний. Классическая музыка имеет корни в конфуцианской, даосской и буддийской философии, отличается от народной по стилю и исполнению. Китай является колыбелью азиатской культуры. В этой стране считалось, что музыкальное искусство может очищать умы людей.
Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах. Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение.
Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно. Система пяти тонов. В основе древней китайской музыки лежала система из пяти звуков, которые соответствовали пяти элементам в китайской философии: дерево, огонь, земля, металл и вода
Жанры классической музыки:
- Гуангчжоу — придворная музыка, исполненная в императорских дворах династий.
- Юйэтянь — музыка, сочинённая для философских и религиозных целей, на основе которой созданы многие древнекитайские произведения для исполнения в храмах.
Яркие отличительные черты: ведение мелодии в унисон, деление всей музыки на два стиля – северный и южный (в первом случае главенствующая роль отводится ударным инструментам; во втором же тембр и эмоциональная окраска мелодии важнее ритма), особая ладовая организация: вместо привычных уху мажора и минора – пентатоника без полутонов; особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй» из 12 звуков.
Традиционная китайская музыка характеризуется медленным и неторопливым ритмом, сопровождаемым звуками, которые кажутся похожими на те, которые человек слышит в природе, чтобы привлечь фэн-шуй. Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.
Пекинская опера — одна из наиболее известных форм традиционной китайской оперы. Возникла в конце XVIII века и полноценно сформировалась к середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные партии, пантомиму, танцы и акробатику. Пекинская опера (Цзинцзюй), которую также называют пекинской музыкальной драмой (Пинцзюй или Цзинси), представляет собой самый влиятельный китайский театральный жанр, центром распространения которого является город Пекин, а район распространения охватывает всю территорию Китая. Начиная с 55-го года правления цинского императора Цяньлуна (1790 г.), в Пекин прибыли и обосновались выступавшие ранее в Южном Китае четыре крупные аньхойские театральные труппы: «Саньцин», «Сыси», «Чуньтай» и «Хэчунь». В результате непрерывного взаимодействия и творческого слияния это привело к формированию жанра пекинской оперы. Роли в пекинской опере делятся на амплуа: Шэн (мужской персонаж), Дань (женский персонаж), Цзин (мужской персонаж с открытым и смелым характером), Чоу (комедийный персонаж), а также амплуа Цза (лицо, ответственное за мелочные дела во время выступления), У (второстепенный персонаж в военных пьесах) и Лю (статист). Используемые напевы представляют собой стиль «Баньцян» (ритмический напев). Пекинская опера базируется на двух группах мелодий: эрхуан и сипи. Используемый в пекинской опере аккомпанемент включает в себя струнно-духовой оркестр без ударных и отдельно группу ударных инструментов. Для струнного аккомпанемента главным образом используются китайские скрипки хуцинь, а для ударного аккомпанемента используются ударные дощечки губань.
Разные цвета маски-грима персонажей в пекинской опере применяются для выражения разных свойств их характера и темперамента: красный маски-грим имеет положительный смысл и выражает верность и доблесть; черный маски-грим – нейтральный цвет, выражает ярость и мудрость; синий и зеленый маски-грим также носят нейтральный характер и характеризуют «рыцарей с добрым сердцем, но антисоциальным поведением»; желтый и белый маски-грим имеют негативный смысл и выражают коварство и зло; золотой и серебряный маски-грим относятся к мистике и волшебству и символизируют божество или призраков.
Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах).