8 класс. Урок 18. Тема "Музыкальные традиции Востока" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальные традиции Востока включают традиции разных регионов: Индии, Китая, Японии и арабских стран. Каждая культура имеет свои особенности, отразившиеся в музыкальных традициях.

Традиция – это образ жизни, обряды и обычаи, язык, культура, искусство, которые передаются народом из поколения в поколение.
Музыкальные традиции – это веками сложившееся, свойственное каждому народу инструментальное и песенное (вокальное) музыкальное творчество.

Япония. Национальный классический музыкальный стиль — гагаку («изысканная, совершенная музыка»). Тесно связан с ритуальной жизнью страны: сопровождал синтоистские культы и праздники, церемонии при императорском дворе.
Традиционный инструментарий: главная роль отводилась четырём инструментам: кото, сякухати, сямисэну и тайко.

Арабские страны. Классическая арабская музыка носит преимущественно вокальный характер, господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу.
Существует развитая инструментальная традиция, в особенности в игре на ударных инструментах.
Характерные черты арабской музыки: сложная, прихотливая, «вьющаяся» мелодия, чёткий, непрерывный, мерный, но сложный ритм.

Китайская народная музыка включает вокальную и инструментальную музыку, которая исполнялась на праздниках, в ходе трудовой деятельности и во время церемоний. Классическая музыка имеет корни в конфуцианской, даосской и буддийской философии, отличается от народной по стилю и исполнению. Китай является колыбелью азиатской культуры. В этой стране считалось, что музыкальное искусство может очищать умы людей.
    Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах. Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение.
Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно. Система пяти тонов. В основе древней китайской музыки лежала система из пяти звуков, которые соответствовали пяти элементам в китайской философии: дерево, огонь, земля, металл и вода
Жанры классической музыки:
- Гуангчжоу — придворная музыка, исполненная в императорских дворах династий.
- Юйэтянь — музыка, сочинённая для философских и религиозных целей, на основе которой созданы многие древнекитайские произведения для исполнения в храмах.
   Яркие отличительные черты: ведение мелодии в унисон, деление всей музыки на два стиля – северный и южный (в первом случае главенствующая роль отводится ударным инструментам; во втором же тембр и эмоциональная окраска мелодии важнее ритма), особая ладовая организация: вместо привычных уху мажора и минора – пентатоника без полутонов; особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй» из 12 звуков.
   Традиционная китайская музыка характеризуется медленным и неторопливым ритмом, сопровождаемым звуками, которые кажутся похожими на те, которые человек слышит в природе, чтобы привлечь фэн-шуй. Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.

Пекинская опера — одна из наиболее известных форм традиционной китайской оперы. Возникла в конце XVIII века и полноценно сформировалась к середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные партии, пантомиму, танцы и акробатику. Пекинская опера (Цзинцзюй), которую также называют пекинской музыкальной драмой (Пинцзюй или Цзинси), представляет собой самый влиятельный китайский театральный жанр, центром распространения которого является город Пекин, а район распространения охватывает всю территорию Китая. Начиная с 55-го года правления цинского императора Цяньлуна (1790 г.), в Пекин прибыли и обосновались выступавшие ранее в Южном Китае четыре крупные аньхойские театральные труппы: «Саньцин», «Сыси», «Чуньтай» и «Хэчунь». В результате непрерывного взаимодействия и творческого слияния это привело к формированию жанра пекинской оперы. Роли в пекинской опере делятся на амплуа: Шэн (мужской персонаж), Дань (женский персонаж), Цзин (мужской персонаж с открытым и смелым характером), Чоу (комедийный персонаж), а также амплуа Цза (лицо, ответственное за мелочные дела во время выступления), У (второстепенный персонаж в военных пьесах) и Лю (статист). Используемые напевы представляют собой стиль «Баньцян» (ритмический напев). Пекинская опера базируется на двух группах мелодий: эрхуан и сипи. Используемый в пекинской опере аккомпанемент включает в себя струнно-духовой оркестр без ударных и отдельно группу ударных инструментов. Для струнного аккомпанемента главным образом используются китайские скрипки хуцинь, а для ударного аккомпанемента используются ударные дощечки губань.
   Разные цвета маски-грима персонажей в пекинской опере применяются для выражения разных свойств их характера и темперамента: красный маски-грим имеет положительный смысл и выражает верность и доблесть; черный маски-грим – нейтральный цвет, выражает ярость и мудрость; синий и зеленый маски-грим также носят нейтральный характер и характеризуют «рыцарей с добрым сердцем, но антисоциальным поведением»; желтый и белый маски-грим имеют негативный смысл и выражают коварство и зло; золотой и серебряный маски-грим относятся к мистике и волшебству и символизируют божество или призраков.

Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах).
Воспринимать профессиональное и народное музыкальную культуру Китая.
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Воплощать художественнообразное содержание народной музыки в пении.
Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций.

Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения.

Слушание и просмотр фрагментов музыкальных произведений
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Китайская народная музыка
" Жасмин"
Китайская народная песня
(Chinese folk song)
Пекинская опера
«Му Гуйин разгромила строй Тяньмэнь»
Японская народная
самурайская песня
Японская музыка
Сямисэн KiKi
Индийский танец Бхо Шамбхо
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. О.Фельцмана, сл. М.Рябинина
«Остров детства» (караоке)
Муз. Р.Хозак, сл.Е.Агранович
"От героев былых времён"
Муз. Р.Хозак, сл.Е.Агранович
"От героев былых времён" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.