Содержание урока
Музыкальный язык — это система выразительных средств, позволяющие передавать эмоции, мысли и образы без слов.
Язык музыки понятен всем музыкантам мира, несмотря на национальные и культурные различия. Музыка затрагивает человеческие чувства, порой до самой «глубины души».
Элементы музыкального языка:
Мелодия. Основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Мелодия может быть разной: плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
Лад. В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.
Темп. Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.
Ритм. Это равномерное чередование коротких и длинных звуков. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.
Размер. Чтобы записать ритм на бумаге, используют музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку.
Тембр. Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр, свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент.
Регистр. Высота звука: высокий (высокие звуки), средний (средние звуки), низкий (низкие звуки).
Динамика. Это сила (громкость) звука.
Жанр. Тип произведения, обладающий своими характерными чертами.
Карл Орф — немецкий музыкант и композитор, которого называют баварским экспериментатором. Произведения автора самобытны и просты, но в то же время величественные и увлекающие. В своем творчестве композитор пропагандировал симбиоз музыки и театра. Он не хотел, чтобы его музыку относили к чистому оперному жанру. Большой вклад музыканта состоит и в разработанной педагогической методике, ведь он задумывался о воспитании молодежи и делал ставку на развитие творческой стороны личности. Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене.
«Кармина Бурана» - завораживающая кантата, написанная немецким композитором Карлом Орфом в середине 1930-х годов, основанная на средневековых студенческих песнях. Произведение сочетает в себе мощные хоровые пассажи, интенсивные ритмические структуры и глубокие эмоциональные переживания, отражающие радости и страхи человеческой судьбы. Создание «Кармины Бураны» отмечено уникальным подходом Орфа к музыкальной стилистике и оркестровке, что сделало её одним из наиболее узнаваемых и влиятельных хоровых произведений ХХ века.
В основу идеи Карла Орфа лёг старинный немецкий манускрипт, найденный в 1801 году в библиотеке монастыря Бойерн в Баварии “Песни из Бойерна” (Carmina Burana в пер.“Песни из Бойерна”). Первую страницу рукописи украшало колесо Фортуны с изображением богини Судьбы в центре. Вокруг колеса расположены четыре фразы: «Я буду править, Я правлю, Я правил, Я теперь без власти».
Карл Орф вошел в историю музыки как один из выдающихся немецких композиторов ХХ века, новатор, использовавший в своих произведениях языческие и фольклорные мотивы, который
Композиционное построение кантаты: Пролог, первый номер – знаменитый хор «О, Фортуна» - звучит настолько ярко, получает за 88 тактов звучания столь стремительное развитие на крещендо, что дальнейшее усиление напряжения в музыке просто невозможно! Создается впечатление, что кантата начинается с кульминации! Самый прославленный номер кантаты – заглавный хор - на самом деле представляет собой обработку жалобы Афродиты из оперы композитора 17 века Клаудио Монтеверди. Но цитата «О, Фортуна» - прямая. Мелодику можно посчитать даже примитивной – неширокие лаконичные ходы, короткий замкнутый цикл, постоянно повторяющийся – остинатное звучание, в басу на протяжении всего номера звучит звук Ре меняющий лишь силу и громкость к концу. В этом номере явно главная тема у ритма - настойчивого, упругого, пульсирующего. Композитор вывел на первый план не симфонический оркестр, а первобытную магию ритма. Мелодика интонационно близка средневековому хоралу «Dies Irae», смысл строг и суров – фортуна сильной рукой повелевает людьми: пока один низвергнут, другого она уже поднимает к высотам с тем, чтобы в следующий же миг его вновь скинуть на землю. Никто и никогда не знает, что будет с ним в следующую минуту.