3 класс. Урок 6. Тема "Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор (народная музыка) активно используется в творчестве профессиональных музыкантов.  Народная музыка - источник вдохновения для композиторов и профессионалов, потому фольклорные мелодии и ритмы часто становятся основой для новых произведений. Музыканты обращаются к фольклору, чтобы сохранить и передать культурные традиции. Фольклорные элементы добавляют разнообразие и колорит, могут сочетаться с другими стилями, создавая новые жанры и направления.

Композиторы собирали народные песни, издавали сборники, и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Андрей Яковлевич Эшпай - марийский композитор, сочетал национальные мотивы с современными решениями.  Обращение к фольклору прослеживается в сочинениях разных жанров и периодов творчества композитора: от ранних обработок народных песен и фортепианных пьес до крупных симфонических полотен Излюбленной формой претворения фольклора в музыке А. Эшпая становится цитирование музыкального народного материала:
«Симфонические танцы на марийские темы»;
«Лёгкие пьесы на темы народов Поволжья»;
«Песни горных и луговых мари»;
мемориальные симфонии, написанные в память отца композитора, Я. Эшпая, — Симфонии №3 и №8.
В своих сочинениях А. Эшпай в основном применяет народные песни повествовательного или лирического содержания.

В. А. Гаврилина — вокальный цикл «Русская тетрадь» основан на различных жанрах и стилях русского фольклора: русской народной песне, танцах, частушках, причитаниях. Песни в цикле: «Над рекой стоит калина», «Что, девчоночки, стоите», «Ах, милый мой, пусти домой!», «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Сею-вею молоденькая цветов маленько», «Дело было на гулянке», «Ой, не знаю, да ой, не знаю, милые, отчего за любовью гонятся», «В прекраснейшем месяце мае».
По задумке Гаврилина все песни должны исполняться именно в таком порядке. Из цикла нельзя было убирать ни один из текстов или исполнять песни по отдельности. Композитор расположил песни так, чтобы прослеживалась чёткая драматургия — их чередование выражает контрастность чувств и заставляет следить за сюжетом.
Главный образ цикла — молодая крестьянская девушка. В начале она полна нежной любви и страсти, а в конце цикла эти чувства сменяются тоской и печалью по погибшей любви. Фоном, на котором развиваются события, в цикле служат русский пейзаж и бытовые картины.
В музыке Гаврилин не использует фольклорные цитаты народных мелодий или готовые музыкальные штампы. Зато эта музыка связана с интонациями народного творчества, которые композитор умело вплетает в свои сочинения.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Диалог с учителем о значении фольклористики;
- чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора; - слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций;
- определение приёмов обработки, развития народных мелодий;
- разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке;
- сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте;
- обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения;

вариативно:

аналогии с изобразительным искусством - сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Старинная марийская народная мелодия.
Марш Акпарса
А. Эшпай
"Вариации на марийские темы"
Валерий Гаврилин
Вокальный цикл «Русская тетрадь»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Д. Львов-Компанеец, сл.В. Викторова, «Дружат дети всей земли»
Муз.Д. Львов-Компанеец, сл.В. Викторова, «Дружат дети всей земли» 
Русская народная песня
”Валенки”
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.