Содержание урока. Тематические линии урока
Фольклор (народная музыка) активно используется в творчестве профессиональных музыкантов. Народная музыка - источник вдохновения для композиторов и профессионалов, потому фольклорные мелодии и ритмы часто становятся основой для новых произведений. Музыканты обращаются к фольклору, чтобы сохранить и передать культурные традиции. Фольклорные элементы добавляют разнообразие и колорит, могут сочетаться с другими стилями, создавая новые жанры и направления.
Композиторы собирали народные песни, издавали сборники, и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.
Андрей Яковлевич Эшпай - марийский композитор, сочетал национальные мотивы с современными решениями. Обращение к фольклору прослеживается в сочинениях разных жанров и периодов творчества композитора: от ранних обработок народных песен и фортепианных пьес до крупных симфонических полотен Излюбленной формой претворения фольклора в музыке А. Эшпая становится цитирование музыкального народного материала:
«Симфонические танцы на марийские темы»;
«Лёгкие пьесы на темы народов Поволжья»;
«Песни горных и луговых мари»;
мемориальные симфонии, написанные в память отца композитора, Я. Эшпая, — Симфонии №3 и №8.
В своих сочинениях А. Эшпай в основном применяет народные песни повествовательного или лирического содержания.
В. А. Гаврилина — вокальный цикл «Русская тетрадь» основан на различных жанрах и стилях русского фольклора: русской народной песне, танцах, частушках, причитаниях. Песни в цикле: «Над рекой стоит калина», «Что, девчоночки, стоите», «Ах, милый мой, пусти домой!», «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Сею-вею молоденькая цветов маленько», «Дело было на гулянке», «Ой, не знаю, да ой, не знаю, милые, отчего за любовью гонятся», «В прекраснейшем месяце мае».
По задумке Гаврилина все песни должны исполняться именно в таком порядке. Из цикла нельзя было убирать ни один из текстов или исполнять песни по отдельности. Композитор расположил песни так, чтобы прослеживалась чёткая драматургия — их чередование выражает контрастность чувств и заставляет следить за сюжетом.
Главный образ цикла — молодая крестьянская девушка. В начале она полна нежной любви и страсти, а в конце цикла эти чувства сменяются тоской и печалью по погибшей любви. Фоном, на котором развиваются события, в цикле служат русский пейзаж и бытовые картины.
В музыке Гаврилин не использует фольклорные цитаты народных мелодий или готовые музыкальные штампы. Зато эта музыка связана с интонациями народного творчества, которые композитор умело вплетает в свои сочинения.