Содержание урока. Тематические линии урока
Композитор — автор музыкальных произведений, человек, который их сочиняет.
Исполнитель — артист или музыкант, который исполняет музыкальные произведения на сцене.
Слушатель — тот, кто слушает, воспринимает звучание произведений музыкального искусства.
Общее между композитором, исполнителем и слушателем заключается в том, что все они взаимодействуют с музыкой.
П. И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Музыка Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского отличается лирической воодушевлённостью и ярко выраженным национальным интонационно-образным содержанием.
Первая часть отличается смелыми, порой неожиданными контрастами, чередованием бурных драматических подъёмов, мощных продолжительных кульминаций и моментов тишины и самоуглублённого покоя. Главная партия основана на народном напеве лирников, который Чайковский использовал лишь частично.
Вторая часть исполнена нежной и светлой лирики. Композитор соединил характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла — лирической части и скерцо. Во всех разделах этой части концерта большое значение имеет вариационная форма развития тематического материала.
Финал представляет выход из сферы внутренних душевных переживаний в шумный и пёстрый мир народного веселья. Для основной темы финала композитор воспользовался мелодией украинской веснянки, но несколько изменил её интервальный состав и придал ей остро ритмованный «токкатный» характер, типичный для плясовой песни.
В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее. Отмечают близость концерта к симфонии: он наделён всеми чертами сонатно-симфонического цикла — многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.
Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» песня Леля «Туча со громом» — мелодия медленная, протяжная, речитативного характера. Песня написана в куплетно-вариационной форме. Образ Леля в опере олицетворяет вечное искусство музыки и песенное творчество народа, поэтому не случайно композитор выбрал для него песни народного характера. Песня Леля начинается пастушеским наигрышем солирующего кларнета. Каждый куплет начинается речитативным запевом: «Тучи со громом сговаривались». Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проигрыш кларнета.