Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный язык - особенный, т.к. в нём нет слов, есть только звуки. Но эти звуки могут заставить смеяться и плакать, а могут даже рассказать целую историю. Особенности музыкальных жанров определяются условиями бытования (сочинения и исполнения), предназначением, составом исполнителей, особенностями содержания и структуры, т.е. содержательными признаками:
1) Где исполняют (большой или малый концертный зал, эстрада, оперная или драматическая сцена, улица или площадь, домашняя обстановка). Это: классическая музыка, камерная эстрадная, бытовая, культовая и т.п.
2) Кто исполняет (состав исполнителей, их численность, участие голосов или инструментов). Это: симфоническая музыка, музыка духового оркестра, вокальная, скрипичная.
3) Для кого исполняют (состав аудитории, ее численность, музыкальная подготовленность, вкусы). Это: классическая музыка, легкая, детская, популярная.
4) Для чего исполняют (прикладное значение – организация движения, действия, применение в быту). Это: музыка отдыха, танцевальная, праздничная, парадная.
5) Что исполняется (содержание произведения – круг его образов, тип выразительности с комплексом художественных приемов.
Предназначение произведения определяется его жанром. От него также зависит текст, аранжировка и используемые инструменты.
Жанровыми признаками характеризуется каждый музыкальный жанр (набор средств выразительности: мелодика, метро-ритм, фактура, лад, ритм, темп, тембр, регистр, метр, динамика.
С помощью средств выразительности автор воплощает свой замысел и передает мысль слушателям.
Н.А.Римский-Корсаков. Вступление к опере "Садко". «Океан – море синее» нарисована звуковая картина грозной морской стихии - реальный образ бескрайней и всесильной. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается. Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Завершается произведение причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.
В венгерском зажигательном танце "Чардаш" запечатлелась душа народа, его надежды и чаяния, а музыка пронизанна южным горячим солнцем. В танце наблюдается, обычно, две части: широкая лирическая и быстрая зажигательная, цыганский и турецкий колорит. Для чардаша свойственны сложные движения, быстрые сложные хлопки, прыжки, горделивый темперамент.
И.Стравинский. Балет "Петрушка" - потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника с куклами: Петрушка, Балерина и Арап, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Колкая, резкая музыка с неожиданными сменами ритма, яркая реалистичность конкретность кукольных образов.