Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка – это язык чувств. В музыке «важно не то, что сказано, а как сказано», т.е. с какой интонацией. Все что зафиксированно нотными знаками, и есть музыка.
Музыка способна воспроизводить картины мира вполне достоверно, красочно, объемно. Это область звукоизобразительного в музыке.
Мир детства очень большой и исполнен фантазии, это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес. Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому человеку. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.
Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии — тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.
Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.
Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.
Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.
Морис Равель «Дитя и волшебство» - одноактная опера-балет в двух картинах. Сюжет рассказывает о непослушном ребёнке, который не хочет выполнять домашнее задание, за что его наказывает мать. Мальчик громит всё вокруг, но предметы и животные взбунтовались и хотят его проучить. На протяжении оперы мальчик меняет своё отношение к окружающему его миру, осознавая последствия своих поступков.
Либретто содержит мотивы различных сказок — Перро, братьев Гримм, Андерсена, Метерлинка и построено по законам волшебной сказки.
Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.