Содержание урока. Тематические линии урока
Фортепиано (от итальянского forte — «громко», piano — «тихо») — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Отличительная особенность — способность исполнителя контролировать громкость звука в зависимости от силы нажатия на клавишу.
Первое фортепиано было изобретено итальянским мастером Бартоломео Кристофори (официальная дата — около 1709 года). Кристофори задумывался о создании инструмента, который мог бы воспроизводить звуки разной громкости. Название инструмент получил благодаря возможности плавного перехода между динамическими оттенками.
Некоторые элементы фортепиано:
Корпус — внешняя оболочка, обычно из дерева.
Струны — натянуты на деревянную раму внутри корпуса, их длина и толщина определяют высоту и звучание нот.
Молоточки — металлические детали, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш, регулируются, чтобы контролировать громкость и тембр звука.
Клавиши — деревянные или пластиковые элементы, которые нажимаются пальцами музыканта.
Механика — система механизмов, которая передаёт движение от клавиш до молоточков и струн.
Педали — позволяют изменять звучание инструмента, например, демпферная педаль снимает заглушение струн, педаль сустейна продлевает звучание, а мягкая педаль создаёт более нежное звучание.
Фортепиано — не отдельный инструмент, а название целой категории клавишных инструментов. Под этим названием подразумеваются, например:
Пианино — вертикальный вариант фортепиано, где струны и молоточки расположены вертикально относительно корпуса.
Рояль — фортепиано с горизонтальным расположением струн, молоточки ударяют по ним снизу-вверх.
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Состоит из 10 частей, каждая из которых музыкально иллюстрирует картины, выставленные на посмертной выставке художника и архитектора Виктора Гартмана — близкого друга Мусоргского. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского по галерее и переход от картины к картине.
Мусоргский использовал широкий диапазон динамических и темповых изменений, хроматическую гармонию и необычные музыкальные мотивы для передачи настроения и образов, изображённых на картинах.
«Старый замок» — пьеса из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Основана на акварели архитектора Гартмана, нарисованной им, когда он изучал архитектуру в Италии. На рисунке изображён старинный замок, на фоне которого нарисован трубадур с лютней. Эскиз картины не сохранился, так как выставленные работы активно продавались, и местонахождение полотна неизвестно.
В сопроводительной программке к сюите Стасов написал, что в пьесе изображён «средневековый замок, перед которым трубадур поёт свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было — его придумал Мусоргский, оживив пейзаж.
Музыка описывает средневековое строение и поющего перед ним трубадура. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью. Первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
«Гном» — пьеса из фортепианного цикла Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Происхождение образа: вдохновением для «Гнома» послужил эскиз Гартмана, изображавший деревянную игрушку — гнома на кривых ножках, передвигающегося неуклюжими, дергаными движениями. Мусоргский не просто перенёс визуальный образ в музыку, но наполнил его глубоким психологическим содержанием. Мусоргский использует широкий диапазон тембровых красок: от низких, мрачных звуков, изображающих тяжёлые шаги гнома, до высоких, пронзительных нот, передающих его испуг или отчаяние.