3 класс. Урок 10. Тема "Вокальная музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Жанры вокальной музыки:
Крупные: музыкально-драматическое произведение, оратория.
Средние: кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт.
Малые: вокальная миниатюра (песня, романс).

К вокальной музыке относятся, например: вокализы, сольфеджио, речитативы, ариозо, песни, баллады, арии, ариетты, каватины, дуэты, терцеты, квартеты и совместное пение солистов, а также хоры.

Интонация – основа нашей речи и основа музыки, передающая смысл. Вопросительные, восклицательные и повествовательные интонации называются так не случайно: они передают соответствующие смыслы.
Интонации бывают выразительные и изобразительные.
Выразительные интонации раскрывают настроения, мысли, чувства человека.
Изобразительные интонации передают разнообразные звуки, шумы, движения, например, шаги, бег,  морской прибой, звон колоколов.

«Детская» — цикл песен М. П. Мусоргского для голоса с фортепиано. Прозаические тексты, представляющие сцены из повседневной жизни детей, написал сам композитор.
Цикл состоит из семи вокальных миниатюр:
«С няней». Ребёнок хочет послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем решает, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет интереснее.
«В углу». Няня ругает мальчика Мишеньку за то, что он испортил её вязание, и отправляет его в угол.
«Жук». Малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком.
«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название — «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове.
«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.
«Кот Матрос». В этой композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря.
«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню.
Несмотря на то, что повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей.

Сергей Прокофьев «Вставайте, люди русские!» — хор из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссёра Сергея Эйзенштейна.
Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью — поэт Луговской.
Прокофьев объединил музыкальные материалы к фильму в кантату «Александр Невский». «Вставайте, люди русские!» — одна из семи частей кантаты.
В патриотическую тему «Вставайте, люди русские!» композитор включил древнерусские мотивы и звуки народных музыкальных инструментов.
По сюжету фильма «Александр Невский», новгородские крестьяне уходят на битву с чужеземцами, сжимая в руках топоры. Эта сцена сопровождается призывной песней «Вставайте, люди русские!». Сцена возникает как призыв к сплочению, боевой клич, призывающий к походу на врага. В этом номере особенно слышны идеи и задачи Прокофьева: обращение к самой широкой аудитории, понятный язык, задорная простая тема. Музыка ковки мечей, музыка цеха. Музыка с лязганьем с шумом, индустриальная. При этом она гармонична и интересна. Одна из красивейших мелодий Прокофьева, она плавная, диатоническая (семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам), звучит по-русски.

Хор написан в жанре героико-патриотической песни. Призывно-восклицательные интонации, ритмические акценты подчеркивают смелость и решительность, а удары колокола придают ему характер мужественный и волевой. В среднем разделе звучит прекрасная величавая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!», воплощающая образ Родины. Интонационно она близка русским протяжным песням.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов;
- знакомство с жанрами вокальной музыки; слушание вокальных произведений композиторов -классиков;
- освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений;
- вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона;
- проблемная ситуация: что значит красивое пение;
- музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов;
- разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков;

вариативно:

- посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных
вокалистов
Виды  и  формы   деятельности    обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н.А.Римский-Корсаков. "Полет шмеля"
из оперы "Сказка о царе Салтане"
С. Губайдуллина "Барабанщик"
из цикла "Музыкальные игрушки"
Д. Кабалевский
"Три подружки"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин
«Ходики с кукушкой» 
Муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин
«Ходики с кукушкой»
Муз. А. Петряшева, слова Н. Кузьминых
«Сказка новогодняя»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.