Содержание урока. Тематические линии урока
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Жанры вокальной музыки:
Крупные: музыкально-драматическое произведение, оратория.
Средние: кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт.
Малые: вокальная миниатюра (песня, романс).
К вокальной музыке относятся, например: вокализы, сольфеджио, речитативы, ариозо, песни, баллады, арии, ариетты, каватины, дуэты, терцеты, квартеты и совместное пение солистов, а также хоры.
Интонация – основа нашей речи и основа музыки, передающая смысл. Вопросительные, восклицательные и повествовательные интонации называются так не случайно: они передают соответствующие смыслы.
Интонации бывают выразительные и изобразительные.
Выразительные интонации раскрывают настроения, мысли, чувства человека.
Изобразительные интонации передают разнообразные звуки, шумы, движения, например, шаги, бег, морской прибой, звон колоколов.
«Детская» — цикл песен М. П. Мусоргского для голоса с фортепиано. Прозаические тексты, представляющие сцены из повседневной жизни детей, написал сам композитор.
Цикл состоит из семи вокальных миниатюр:
«С няней». Ребёнок хочет послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем решает, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет интереснее.
«В углу». Няня ругает мальчика Мишеньку за то, что он испортил её вязание, и отправляет его в угол.
«Жук». Малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком.
«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название — «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове.
«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.
«Кот Матрос». В этой композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря.
«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню.
Несмотря на то, что повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей.
Сергей Прокофьев «Вставайте, люди русские!» — хор из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссёра Сергея Эйзенштейна.
Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью — поэт Луговской.
Прокофьев объединил музыкальные материалы к фильму в кантату «Александр Невский». «Вставайте, люди русские!» — одна из семи частей кантаты.
В патриотическую тему «Вставайте, люди русские!» композитор включил древнерусские мотивы и звуки народных музыкальных инструментов.
По сюжету фильма «Александр Невский», новгородские крестьяне уходят на битву с чужеземцами, сжимая в руках топоры. Эта сцена сопровождается призывной песней «Вставайте, люди русские!». Сцена возникает как призыв к сплочению, боевой клич, призывающий к походу на врага. В этом номере особенно слышны идеи и задачи Прокофьева: обращение к самой широкой аудитории, понятный язык, задорная простая тема. Музыка ковки мечей, музыка цеха. Музыка с лязганьем с шумом, индустриальная. При этом она гармонична и интересна. Одна из красивейших мелодий Прокофьева, она плавная, диатоническая (семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам), звучит по-русски.
Хор написан в жанре героико-патриотической песни. Призывно-восклицательные интонации, ритмические акценты подчеркивают смелость и решительность, а удары колокола придают ему характер мужественный и волевой. В среднем разделе звучит прекрасная величавая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!», воплощающая образ Родины. Интонационно она близка русским протяжным песням.