Содержание урока. Тематические линии урока
Интонация – основа нашей речи и основа музыки, передающая смысл. Вопросительные, восклицательные и повествовательные интонации называются так не случайно: они передают соответствующие смыслы.
Интонации бывают выразительные и изобразительные.
Выразительные интонации раскрывают настроения, мысли, чувства человека.
Изобразительные интонации передают разнообразные звуки, шумы, движения, например, шаги, бег, морской прибой, звон колоколов.
Н.А.Римский-Корсаков. "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе. Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. На фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки, исполняют нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию.
С. Губайдуллина "Барабанщик" из цикла "Музыкальные игрушки". Пьеса представляет собой задорный, радостный детский марш. Весело шагая по лесу, юный барабанщик энергично и четко отбивает палочками упругий маршевый ритм.
Д. Кабалевский "Три подружки" - музыкальный рассказ о трех девочках, трех неразлучных подружек.
Одна из них очень любила плакать, как Царевна-Несмеяна, которая проливала слёзы, чуть что не по ней, плакала по любому поводу. Её так и прозвали – плакса. В «Плаксе» - музыка звучит тихо, жалобно, печально.
Вторая подружка - злюка. Она очень злилась, когда было не так, как она хотела бы. В «Злюке» - музыка звучит громче, сердито, звуки колючие, неприятные.
Третью подружку за весёлый и озорной характер прозвали резвушкой. В «Резвушке» - музыка подвижная, живая, шаловливая.