Содержание урока. Тематические линии урока
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Обычно так называют композиции для одного или нескольких однородных или разнородных инструментов. Долгое время инструментальная музыка служила сопровождением вокалу. Игра солистов на отдельных инструментах была известна ещё до начала нашей эры, но самостоятельное применение совместной игры на инструментах началось в Европе лишь в XVI столетии.
«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры» — пьеса из фортепианного цикла «Картинки с выставки» русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Мусоргский написал цикл в 1874 году в память о своём друге — художнике Викторе Гартмане. Композитор решил создать музыкальное произведение, которое бы отразило впечатления от работ Гартмана во время «прогулки» по выставке. За основу Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на
Сюжет пьесы: на рисунке изображена аллея сада Тюильри в Париже, где резвятся дети и нянюшки. Характер пьесы - яркая и лёгкая музыка передаёт атмосферу детской беззаботности и веселья. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад «осветлён» повышенной 4-й ступенью. Ритм напоминает детские считалки и дразнилки. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить. Произведение полифонично: две темы проводятся одновременно, одна из них — изображение детей, другая — нянек.
«Балет невылупившихся птенцов» — пятая часть фортепианного цикла «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. История создания: композитор написал цикл в память о своём друге — художнике Викторе Гартмане. Среди выставочных работ Гартмана была акварель с эскизами костюмов для персонажей балета «Трильби» в постановке Большого театра. В спектакле выступала детская группа театрального училища, поэтому на картине изображены воспитанники балетных классов: одни из них одеты как маленькие птенцы канареек, а другие — вставлены в скорлупу яйца.
Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект. Первая часть, которая изображает очаровательные неуклюжие движения, повторяется дважды, потом наступает чуть более строгое и изящное трио, и затем первая часть повторяется снова.