Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный портрет — это специальный жанр музыкальной композиции, который пытается передать характер, эмоции и индивидуальность конкретного человека, места или события. В основе музыкального портрета лежит выражение через музыку эмоций, настроений и особенностей того, кого или что он олицетворяет.
Композиторы используют различные музыкальные приемы для передачи индивидуальности портрета, его походку, движения, характер, манеру речи.
Для создания музыкального портрета, композитор использует различные музыкальные приемы, такие как мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр и структура. Каждый из этих элементов может использоваться для передачи определенных аспектов характера или образа личности, которые хочет запечатлеть композитор.
П.И. Чайковский. "Детский альбом". "Мужик играет на гармонике" - весёлая зарисовка «с натуры», своего рода маленькая сценка. Звучание фортепиано напоминает игру на гармонике. Многократные варьированные повторы фразы создают комическое впечатление: герой как будто озадачен необычным звучанием своей гармоники и ничего другого сыграть явно не в состоянии. Фраза, не завершившись, так и затихает на «полуслове». В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.
Роберт Шуман "Дед Мороз" . «Дед Мороз» никак не связывается со злобным образом, нарисованным в произведении Робертом Шуман.
Композитор назвал «Knecht Ruprecht» (слуга Рупрехт). В рождественских легендах, он является помощником Святого Николая и появляется в доме с палкой, которой он наказывает озорников и проказников. Вместо конфет непослушные дети получают от Слуги Рупрехта кусок угля, те же малыши, которые ведут себя примерно, могут ожидать от него подарки.
В музыке можно услышать, как слуга Рупрехт с тяжелой ношей поднимается по лестнице, стуча палкой. В средней части видно, как дрожащие от испуга дети прячутся от него, а старик ласково говорит с ними и достает подарки из мешка. Потом он с шумом спускается обратно по лестнице».
Р. Шуман. Балет на музыку "Карнавал" - цикл пьес, где перед слушателем то стремительно проносятся, то проплывают в медленном танце самые разные маски. Здесь есть и образы вполне реальных Шопена и Паганини, так и выдуманные Шуманом персонажи Эвсебий и Флорестан.
«Пьеро» – вторая пьеса в цикле, рисует образ меланхоличного героя, обладает декламационными интонациями и некой угловатостью. Музыка точно рисует портрет героя – медлительного, внутренне скованного Пьеро, который склонен больше к философствованию, но обязан веселить публику.
«Арлекин» – представляет собой полную противоположность Пьеро. Арлекин всегда в движении, ловкий и подвижный, что очень хорошо передал композитор в музыке с помощью звукоизобразительности.