Содержание урока. Тематические линии урока
Композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к классической музыке (музыкальной классике). К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.
Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка. Искрящаяся музыка этой композиции, словно пропитанная солнечной энергией и по характеристике самого автора: «летящая на всех парусах», вдохновенно раскрывает жизнеутверждающую идею оперного спектакля, а именно победу светлого доброго начала над тёмными силами зла. Стремительно звучащая на одном дыхании и сверкающая колоритными звуковыми красками симфонического оркестра, увертюра действительно представляет краткое изложение следующего далее музыкального спектакля. В композиции одна за другой следуют все важные темы оперы. Глинка в музыке воссоздаёт древнюю Русь и её богатырскую мощь, прославляет преданную любовь мужественного витязя Руслана к киевской княжне - нежной Людмиле, а в образе коварного волшебника Черномора представляет таинственные злые силы.
Увертюра начинается со вступления, открывающегося внушительными, но светлыми аккордами, которые сам Глинка сравнил с ударами богатырских кулаков. Они дают мощный импульс следующему далее вихрю искромётных гаммаобразных пассажей струнных инструментов, передающих ликующее настроение народного праздника и подводящих к главной теме экспозиции, рисующей доблестный богатырский образ. Затем, после небольшой связки, следует лирическая побочная партия, которая строится на теме любви Руслана. Проведение этой чувственной кантилены автор поручил певучему звучанию фагота и виолончелей. Далее нежная тема начинает постепенно преображаться – так начинается разработка, музыка которой не только наполняется тревогой, но и становится таинственно-фантастической. Динамичное развитие музыкального материала разрывается «аккордами оцепенения», которые затем в опере прозвучат в сцене похищения Людмилы, и приводит к «целотонной гамме», рисующей образ ужасного Черномора». Впрочем, богатырская мощь одолевает тёмные волшебные силы. Сначала появляются воинственные удары литавр из вступления, а затем вновь зарождается бурлящий фонтан звуков, вводящий в главную партию репризы, провозглашающей, что добро вновь побеждает зло. В завершающей увертюру коде последний раз в звучании тромбонов проходит тема Черномора, но её подавляют ликующие праздничные аккорды.
«Спящая красавица» — балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена с промежутком сто лет.
Пролог. В замке короля Флорестана большое празднество — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. На праздник забыли пригласить злую фею Карабос, которая предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей (в оригинальной версии сказки — веретено) в 16 лет.
Первое действие. Принцессе исполняется 16 лет. Во дворец съезжаются гости, среди них прекрасные принцы, влюблённые в Аврору. Появляется новая гостья — старая дама, дарящая Авроре букет цветов. Аврора берёт букет, но среди цветов спрятана спица — принцесса укалывается ею и умирает.
Второе действие. Проходит сто лет. Возле старого заброшенного королевского замка со своей свитой охотится за птицами молодой прекрасный принц Дезире. К нему подходит Фея Сирени и погружает юношу в сон. Но сон этот необычный. Принц во сне танцует с Авророй, однако появляется злая фея Карабос, похищает принцессу и увозит её в свой замок.
Третье действие. Торжественно и весело проходит свадьба принца и принцессы, в ней участвуют все — и слуги, и феи, и сказочные звери и птицы, и герои других сказок.
Апофеоз. Всеобщее ликование сопровождает появление Феи Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
Музыка балета отличается жизнеутверждающим и светлым настроением. Чайковский мастерски использовал оркестровые краски, чтобы оживить сказочный мир балета, создавая волшебное звучание, которое великолепно сочетается с драматическими сюжетными поворотами и эмоциональной глубиной произведения.
«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто послужила поэма «Слово о полку Игореве».
Игорь и его сын Владимир готовятся к походу, несмотря на дурное знамение — солнечное затмение. Игорь и его сын попадают в плен, а на Русь надвигается вражеское войско. После успешного похода половцев Игорь решает бежать, но Владимир остаётся с Кончаковной. Ярославна оплакивает мужа, но затем видит, что Игорь возвращается.
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.