Содержание урока. Тематические линии урока
Изобразительные, или живописные, интонации посредством звукоподражания могут имитировать предметы и звуковые явления внешнего мира: голоса птиц и зверей, механические звуки, шумовые эффекты, звуки природы. Музыка способна вполне достоверно, красочно и образно воспроизводить любые звуковые картины мира: от тишины ночного пейзажа до грозовых раскатов, изображать животных и птиц.
Музыкальный портрет – это ихображение характера героя, где неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл "Балет невылупившихся птенцов". Забавное название миниатюры говорит о том, что её музыка весела, легка и по характеру юмористична. Композитор искусно проиллюстрировал яркие и затейливые эскизы художника Гартмана, где неугомонные пушистые комочки – птенчики, которым пришло время вылупиться из яйца, непоседливо шебаршатся и без умолку пищат, оповещая, что готовы с радостью появиться на свет.
Музыка живо отображает неуклюжие взмахи и подпрыгивания молодых птах, а обильные игривые форшлаги ярко подражают их писку.
П.И. Чайковский "Детский альбом", пьеса "Игра в лошадки". Мелодия «Игры в лошадки» похожа на маленькую лёгкую токкату. Эта небольшая озорная пьеса очень точно передает цоканье копыт благодаря равномерному ритмичному задорному стаккато и трехдольному размеру. Музыкальная картинка изображает мальчика, который бойко раскачивает свою лошадку-качалку, воображая себя лихим всадником.