3 класс. Урок 12. Тема "Русские композиторы-классики"
Содержание урока. Тематические линии урока

Композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к классической музыке (музыкальной классике).  К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.

Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка. Искрящаяся музыка этой композиции, словно пропитанная солнечной энергией и по характеристике самого автора: «летящая на всех парусах», вдохновенно раскрывает жизнеутверждающую идею оперного спектакля, а именно победу светлого доброго начала над тёмными силами зла. Стремительно звучащая на одном дыхании и сверкающая колоритными звуковыми красками симфонического оркестра, увертюра действительно представляет краткое изложение следующего далее музыкального спектакля. В композиции одна за другой следуют все важные темы оперы. Глинка в музыке воссоздаёт древнюю Русь и её богатырскую мощь, прославляет преданную любовь мужественного витязя Руслана к киевской княжне - нежной Людмиле, а в образе коварного волшебника Черномора представляет таинственные злые силы.
Увертюра начинается со вступления, открывающегося внушительными, но светлыми аккордами, которые сам Глинка сравнил с ударами богатырских кулаков. Они дают мощный импульс следующему далее вихрю искромётных гаммаобразных пассажей струнных инструментов, передающих ликующее настроение народного праздника и подводящих к главной теме экспозиции, рисующей доблестный богатырский образ. Затем, после небольшой связки, следует лирическая побочная партия, которая строится на теме любви Руслана. Проведение этой чувственной кантилены автор поручил певучему звучанию фагота и виолончелей. Далее нежная тема начинает постепенно преображаться – так начинается разработка, музыка которой не только наполняется тревогой, но и становится таинственно-фантастической. Динамичное развитие музыкального материала разрывается «аккордами оцепенения», которые затем в опере прозвучат в сцене похищения Людмилы, и приводит к «целотонной гамме», рисующей образ ужасного Черномора». Впрочем, богатырская мощь одолевает тёмные волшебные силы. Сначала появляются воинственные удары литавр из вступления, а затем вновь зарождается бурлящий фонтан звуков, вводящий в главную партию репризы, провозглашающей, что добро вновь побеждает зло. В завершающей увертюру коде последний раз в звучании тромбонов проходит тема Черномора, но её подавляют ликующие праздничные аккорды.

«Спящая красавица» — балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.  Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена с промежутком сто лет.
Пролог. В замке короля Флорестана большое празднество — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. На праздник забыли пригласить злую фею Карабос, которая предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей (в оригинальной версии сказки — веретено) в 16 лет.
Первое действие. Принцессе исполняется 16 лет. Во дворец съезжаются гости, среди них прекрасные принцы, влюблённые в Аврору. Появляется новая гостья — старая дама, дарящая Авроре букет цветов. Аврора берёт букет, но среди цветов спрятана спица — принцесса укалывается ею и умирает.
Второе действие. Проходит сто лет. Возле старого заброшенного королевского замка со своей свитой охотится за птицами молодой прекрасный принц Дезире. К нему подходит Фея Сирени и погружает юношу в сон. Но сон этот необычный. Принц во сне танцует с Авророй, однако появляется злая фея Карабос, похищает принцессу и увозит её в свой замок.
Третье действие. Торжественно и весело проходит свадьба принца и принцессы, в ней участвуют все — и слуги, и феи, и сказочные звери и птицы, и герои других сказок.
Апофеоз. Всеобщее ликование сопровождает появление Феи Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
Музыка балета отличается жизнеутверждающим и светлым настроением. Чайковский мастерски использовал оркестровые краски, чтобы оживить сказочный мир балета, создавая волшебное звучание, которое великолепно сочетается с драматическими сюжетными поворотами и эмоциональной глубиной произведения.

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто послужила поэма «Слово о полку Игореве».
Игорь и его сын Владимир готовятся к походу, несмотря на дурное знамение — солнечное затмение. Игорь и его сын попадают в плен, а на Русь надвигается вражеское войско. После успешного похода половцев Игорь решает бежать, но Владимир остаётся с Кончаковной. Ярославна оплакивает мужа, но затем видит, что Игорь возвращается.
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И. Глинка увертюра к опере
«Руслан и Людмила»
П. И. Чайковский.Балет «Спящая красавица»
Фея Карабос
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
Пролог. Хор "Солнцу красному слава"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Е.Крылатов, сл. Ю.Энтин
"Лесной олень"
Муз. Е.Крылатов, сл. Ю.Энтин
"Лесной олень" (караоке)
Музыка и слова Андрея Пряжникова
"Замела метелица город мой"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.