3 класс. Урок 13. Тема "Европейские композиторы-классики"
Содержание урока. Тематические линии урока

Композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к классической музыке (музыкальной классике). К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.

В. Моцарт. Симфония № 40. Симфония соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией.
   Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.   
    Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Сюжет повествует о жизни древнегреческого певца и поэта Орфея, который потеряв любимую жену Эвридику, отправляется на её поиски в царство мёртвых. Чтобы воссоединиться с любимой, Орфею предстоит проделать путь из Аида обратно в мир живых. Пройдя ряд испытаний, Орфей возвращается в мир живых, но смерть по-прежнему разделяет его и Эвридику. Счастливое воссоединение возможно лишь в воображении Орфея, реальные события заканчиваются трагедией.
В опере происходит  слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому.
Ария Орфея «Потерял я Эвридику» — один из самых знаменитых вокальных номеров XVIII века, а также Танец блаженных духов, известный как мелодия Глюка.

Эдвард Григ. «Пер Гюнт» - камерно-симфоническое музыкальное произведение норвежского композитора. Основано на одноимённой театральной пьесе Генрика Ибсена, рассказывающей историю героя Пер Гюнта. Использование национальной норвежской мелодической традиции и фольклорных элементов. Григ смешал эти мотивы с классическими симфоническими формами и создал уникальное звучание, которое стало его характерным стилем. 
«Песня Сольвейг» из сюиты Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» выдержана в лирическом характере, который связан с образом девушки, долго и преданно ждущей странствующего Пер Гюнта. Мелодия песни тонко лирическая, словно соткана из интонаций и ритмов народных напевов. Григ отбирает многие характерные для норвежской народной музыки звучания: спокойную поступь, устойчивый ритмический склад, характерную ритмическую фигуру. Основной мотив написан в миноре, в спокойном движении, однообразен с постоянными чередующимися плавными горестными небольшими восхождениями и нисхождениями. Есть небольшой мажорный мелодический островок со светлым лучиком надежды, более подвижным темпом и танцевальным ритмом, но доминирующим остаётся минорный мотив.
Мелодия то поднимается наверх, то снова постепенно спускается вниз, но в целом не меняется, ведущий мотив остаётся постоянным. Это связано с содержанием песни: Сольвейг поёт о разлуке, о своей любви и одиночестве, о времени, которое проходит, но не приближает встречу. Мелодия запева повествовательна и спокойна, в музыке выражены щемящая грусть, покорность судьбе, просветлённость чувства, а главное — вера. Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева — воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером, тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике.

Л. Бетховен «Лунная» — название Сонаты для фортепиано №14 немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Сам композитор такого названия не давал — оно закрепилось за произведением благодаря музыкальному критику Людвигу Рельштабу. Рельштаб сравнил музыку первой части сонаты с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

К Элизе — это еще одна история любви стареющего, но по-прежнему влюбчивого композитора — Людвига ван Бетховена. На листе с нотами было написано посвящение: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Кому адресовано это произведение на самом деле, к сожалению, так и неизвестно. Самое известное предположение принадлежит биографу Людвигу Нолю, который посчитал, что музыка посвящена ученице Бетховена — Терезе Мальфатти, за которой Л. ван Бетховен ухаживал и даже собирался на ней жениться, но получил отказ. Исследователь Михаэль Лоренц предположил, что «К Элизе» посвящена оперной певице Элизабет Рёкель, которая входила в круг близких друзей композитора. А исследовательница Рита Стеблин выдвинула версию, что той самой Элизой была Элиза Баренсфельд (1796 год рождения), которая проживала по соседству с Терезой Мальфатти, поэтому также могла входить в круг друзей композитора и бывать у него дома. 

«Сурок»  — классическая песня Людвига ван Бетховена на стихи И. В. Гёте. Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. 

Канон В. А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» имеет радостный, гимнический, торжественный характер. В произведении разные голоса поочерёдно исполняют одну и ту же мелодию, при этом главная мелодия сначала повторяется в одном голосе, потом в другом.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
В. Моцарт
Симфония № 40
К. В. Глюк Ария Орфея
"Потерял я Эвридику..." 
Эдвард Григ "Песня Сольвейг"
из сюиты "Пер Гюнт".  
Л. ван Бетховен
«Лунная соната»
Л. ван Бетховен
«К Элизе»
Канон В.А. Моцарта
«Слава солнцу, слава миру»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Л. ван Бетховен
«Сурок»
Музыка и слова Андрея Пряжникова
"Замела метелица город мой" (караоке)
Муз. А. Пинегин, сл.А.Усачев
"Зимняя сказка" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.