Содержание урока. Тематические линии урока
Композиторы-классики — это авторы, чьи произведения относятся к классической музыке (музыкальной классике). К классической музыке относят как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Обычно это понятие используется к «серьёзной» музыке, требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей.
В. Моцарт. Симфония № 40. Симфония соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией.
Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.
Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Сюжет повествует о жизни древнегреческого певца и поэта Орфея, который потеряв любимую жену Эвридику, отправляется на её поиски в царство мёртвых. Чтобы воссоединиться с любимой, Орфею предстоит проделать путь из Аида обратно в мир живых. Пройдя ряд испытаний, Орфей возвращается в мир живых, но смерть по-прежнему разделяет его и Эвридику. Счастливое воссоединение возможно лишь в воображении Орфея, реальные события заканчиваются трагедией.
В опере происходит слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому.
Ария Орфея «Потерял я Эвридику» — один из самых знаменитых вокальных номеров XVIII века, а также Танец блаженных духов, известный как мелодия Глюка.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт» - камерно-симфоническое музыкальное произведение норвежского композитора. Основано на одноимённой театральной пьесе Генрика Ибсена, рассказывающей историю героя Пер Гюнта. Использование национальной норвежской мелодической традиции и фольклорных элементов. Григ смешал эти мотивы с классическими симфоническими формами и создал уникальное звучание, которое стало его характерным стилем.
«Песня Сольвейг» из сюиты Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» выдержана в лирическом характере, который связан с образом девушки, долго и преданно ждущей странствующего Пер Гюнта. Мелодия песни тонко лирическая, словно соткана из интонаций и ритмов народных напевов. Григ отбирает многие характерные для норвежской народной музыки звучания: спокойную поступь, устойчивый ритмический склад, характерную ритмическую фигуру. Основной мотив написан в миноре, в спокойном движении, однообразен с постоянными чередующимися плавными горестными небольшими восхождениями и нисхождениями. Есть небольшой мажорный мелодический островок со светлым лучиком надежды, более подвижным темпом и танцевальным ритмом, но доминирующим остаётся минорный мотив.
Мелодия то поднимается наверх, то снова постепенно спускается вниз, но в целом не меняется, ведущий мотив остаётся постоянным. Это связано с содержанием песни: Сольвейг поёт о разлуке, о своей любви и одиночестве, о времени, которое проходит, но не приближает встречу. Мелодия запева повествовательна и спокойна, в музыке выражены щемящая грусть, покорность судьбе, просветлённость чувства, а главное — вера. Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева — воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером, тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике.
Л. Бетховен «Лунная» — название Сонаты для фортепиано №14 немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Сам композитор такого названия не давал — оно закрепилось за произведением благодаря музыкальному критику Людвигу Рельштабу. Рельштаб сравнил музыку первой части сонаты с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
К Элизе — это еще одна история любви стареющего, но по-прежнему влюбчивого композитора — Людвига ван Бетховена. На листе с нотами было написано посвящение: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Кому адресовано это произведение на самом деле, к сожалению, так и неизвестно. Самое известное предположение принадлежит биографу Людвигу Нолю, который посчитал, что музыка посвящена ученице Бетховена — Терезе Мальфатти, за которой Л. ван Бетховен ухаживал и даже собирался на ней жениться, но получил отказ. Исследователь Михаэль Лоренц предположил, что «К Элизе» посвящена оперной певице Элизабет Рёкель, которая входила в круг близких друзей композитора. А исследовательница Рита Стеблин выдвинула версию, что той самой Элизой была Элиза Баренсфельд (1796 год рождения), которая проживала по соседству с Терезой Мальфатти, поэтому также могла входить в круг друзей композитора и бывать у него дома.
«Сурок» — классическая песня Людвига ван Бетховена на стихи И. В. Гёте. Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком.
Канон В. А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» имеет радостный, гимнический, торжественный характер. В произведении разные голоса поочерёдно исполняют одну и ту же мелодию, при этом главная мелодия сначала повторяется в одном голосе, потом в другом.