Содержание урока. Тематические линии урока
Мастерство исполнителя музыканта — это высокий уровень владения музыкальными выразительными средствами и техникой исполнения музыкальных произведений.
Мастерство исполнителя выражается в том, что он должен чувствовать музыку, точно передавать её настроение, характер, темп, по-своему истолковывает музыку, предлагает своё понимание произведения, свободно импровизацирует в интерпретации хужлэественного образа, Исполнитель может «отдаваться» течению, не опасаясь нарушить логику музыкального развития, воплощает чуткость и знания о стиле композитора, строение и структуру музыкального произведения, особенности гармонии и фактуры, владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, ритмическими, ладовыми, динамическими.
Первая песня Баяна «Дела давно минувших дней…» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» имеет характер сосредоточенности и торжественности. Характер музыки - спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают сосредоточенность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами. Песня сопровождается переборами арф, имитирующих гусли, что усиливает величественное спокойствие. Содержание песни — пророчество Баяна, который предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания, но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь
Вторая песня Баяна — «Есть пустынный край» — имеет лирический характер, в ней есть элемент лирического раздумья. Песня посвящена памяти А. С. Пушкина и написана в светлом мажорном тоне с использованием чистой диатоники мелодий, что придаёт произведению архаический оттенок.
Ресни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Зажигательная, яркая хороводная песня — характер песни гусляра Садко. Песня передаёт образ русской души Садко, главного героя оперы, и похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа.