Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный пейзаж - это "пейзаж настроения", где выразительность интонаций сливается с изобразительными особенностями музыкального языка.
В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания "музыкальной картины" передачи ее настроения. Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи.
Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают чувства, переживания, создают определённое настроение.
Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава. она такова, какой её видит человек. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа входит в жизнь каждого человека.
Художник, поэт, композитор в своих произведениях очень часто воспевают красоту природы.
Эдвард Григ «Утро» — симфоническая картина норвежского композитора Эдварда Грига из сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Музыка изображает характер лирического пейзажа, восход солнца и пробуждающуюся природу, передаёт состояние безмятежности и душевного покоя. Светлая мелодия, текущая, словно горный ручей, исполняется флейтой. Мелодия спокойна и светла, напоминает незатейливый пастуший наигрыш. Звучит мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Начинается тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становится всё более мощным и ярким, доходит до кульминации. Звучность постепенно ослабевает, становится всё более прозрачной и тихой. Передаются чувства человека, который любуется красотой природы: радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъём, но, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.
Средства выразительности: тембры духовых инструментов — флейт и гобоев, солирующих в пьесе, — напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог. Прозрачная и лёгкая фактура — звуки аккордов расположены широко, будто наполнены воздухом. Сочетание лёгкой фактуры с высоким регистром мелодии создаёт ощущение света и простора. Повторяя тему, Григ меняет в ней кадансы (окончания), а значит, мелодия переходит в новую тональность. Каждый раз тема как бы заново «расцветает» — так возникает в музыке картина рассвета.
Сам Григ об этой музыке сказал: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».
Эдвард Григ. «Пер Гюнт» - камерно-симфоническое музыкальное произведение норвежского композитора. Основано на одноимённой театральной пьесе Генрика Ибсена, рассказывающей историю героя Пер Гюнта. Использование национальной норвежской мелодической традиции и фольклорных элементов. Григ смешал эти мотивы с классическими симфоническими формами и создал уникальное звучание, которое стало его характерным стилем. Отдельные номера музыки подчёркивают разные образы и ситуации драмы Ибсена: возвышенный лиризм образа Сольвейг, трагедию смерти Озе, поэзию природы, яркость фантастики.
М. П. Мусоргский «Вечерняя песня» - небольшая пейзажная зарисовка, в которой рассказывается о том, что день подошёл к концу, прохладный ветер качает травы, пробегает по холмам и полям. На душе спокойно. Песня написана на слова Алексея Николаевича Плещеева. Хотя в тексте нет колыбельных мотивов, Мусоргский ввёл музыкальные признаки этого жанра, созвучные спокойствию и умиротворённости вечернего пейзажа.
Г. Свиридов «Запевка» — это одна из самых известных пьес из «Музыкальных иллюстраций». Она представляет собой хорал, который исполняется хором. Композиция состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во вступлении звучит мелодия, которая напоминает церковный хорал. Основная часть представляет собой развитие этой мелодии, которое приводит к кульминации. Заключение возвращает к началу, но уже с новым настроением.
Композиторский замысел заключается в том, чтобы передать через «Запевки» чувство единства и духовной возвышенности.
С.Прокофьев «Шествие солнца» из Финала «Скифской сюиты» — торжественный, сияющий характер музыки. В произведении ощущается движение: сначала музыка звучит тихо, потом всё громче и громче, меняется динамика. Резкое, пронзительное звучание медно-духовой группы оркестра усиливает ощущение яркости.
Академик Б. Асафьев описывал характер этой музыки так: «буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.
В. А. Моцарт «Тихая ночь». В этом произведении можно уловить особое настроение, связанное с ночным пейзажем. Мелодичные линии создают атмосферу покоя и умиротворения, а аккомпанемент поддерживает это ощущение, призывая слушателя окунуться в мир грёз и снов.