3 класс. Урок 18. Тема "Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Отечественные композиторы часто использовали фольклор разных народов в своём творчестве. Некоторые из них создавали обработки народных песен, другие — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
М. Глинка первым в России начал делать обработки фольклора для профессиональной сцены. Известны его симфоническая увертюра «Арагонская хота» (испанские фольклорные мелодии) и симфоническая фантазия «Камаринская» (русские народные песни).
А. Бородин включил «Половецкие пляски» в оперу «Князь Игорь».
П. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он  умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировал, создавал стилизации на фольклорные темы. В балете «Щелкунчик» есть танцевальные номера с фольклором разных народов: «Шоколад» (испанский), «Кофе» (арабский), «Чай» (китайский), «Трепак» (русский), «Танец марципана» (датский).
Н. Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «гармонизировал». Стремясь «говорить чистым языком русской народной музыки», Римский-Корсаков делал вариации на тему песен и возвращал их музыкально обогащёнными народу.

Зарубежные композиторы также обращались к фольклору.
Богуслав Мартину обращался к чешской национальной поэтике, чешскому фольклору и его текстовому материалу: балет «Шпаличек» (1933), оперы «Легенды о Марии» (1934), «Театр за воротами» (1935–1936), цикл сочинений на народные тексты для смешанного и детского хора, солиста и малого оркестра «Букет» (1937) и другие.
Дариус Мийо в своём творчестве уделял важное место фольклору Прованса — родины композитора. Среди фольклорных сочинений Мийо особое место принадлежит «Провансальской сюите» для хора и оркестра (1936), в которой представлен сплав народного и профессионального искусства Франции различных эпох.

Ж.Бизе. Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка». «Фарандола» — номер 4 второй сюиты музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка» Жоржа Бизе. Начинается «Маршем трёх королей» в праздничном звучании tutti. Вторая тема — народная, «Танец резвых лошадей» провансальского происхождения. Это провансальский хороводный народный танец. Исполнители, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Изначально танец исполнялся под пение и выкрики танцующих, но этот аккомпанемент позже сменился музыкальным сопровождением.

В. Гаврилин. Песня «Мама» на слова А. Шульгиной. Характер музыки -  тихая, исповедальная и трогающая за душу. В произведении используются мягкие и нежные мелодии, которые вызывают чувство тепла и любви.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Ж.Бизе
"Фарандола" из 2-й сюиты «Арлезианка»
Муз.Ч. А. Биксио, Б. Керубини
"Мама"
Муз.В.Гаврилина, сл.А. Шульгиной
«Мама» 
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. В.Шаинский, сл. Г.Остер
"Ужасно интересно, все то, что неизвестно!
Муз. В.Шаинский, сл. Г.Остер "Ужасно интересно, все то, что неизвестно! (караоке)
Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова
«Почему медведь зимой спит»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.