Содержание урока. Тематические линии урока
Отечественные композиторы часто использовали фольклор разных народов в своём творчестве. Некоторые из них создавали обработки народных песен, другие — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
М. Глинка первым в России начал делать обработки фольклора для профессиональной сцены. Известны его симфоническая увертюра «Арагонская хота» (испанские фольклорные мелодии) и симфоническая фантазия «Камаринская» (русские народные песни).
А. Бородин включил «Половецкие пляски» в оперу «Князь Игорь».
П. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировал, создавал стилизации на фольклорные темы. В балете «Щелкунчик» есть танцевальные номера с фольклором разных народов: «Шоколад» (испанский), «Кофе» (арабский), «Чай» (китайский), «Трепак» (русский), «Танец марципана» (датский).
Н. Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «гармонизировал». Стремясь «говорить чистым языком русской народной музыки», Римский-Корсаков делал вариации на тему песен и возвращал их музыкально обогащёнными народу.
Зарубежные композиторы также обращались к фольклору.
Богуслав Мартину обращался к чешской национальной поэтике, чешскому фольклору и его текстовому материалу: балет «Шпаличек» (1933), оперы «Легенды о Марии» (1934), «Театр за воротами» (1935–1936), цикл сочинений на народные тексты для смешанного и детского хора, солиста и малого оркестра «Букет» (1937) и другие.
Дариус Мийо в своём творчестве уделял важное место фольклору Прованса — родины композитора. Среди фольклорных сочинений Мийо особое место принадлежит «Провансальской сюите» для хора и оркестра (1936), в которой представлен сплав народного и профессионального искусства Франции различных эпох.
Ж.Бизе. Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка». «Фарандола» — номер 4 второй сюиты музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка» Жоржа Бизе. Начинается «Маршем трёх королей» в праздничном звучании tutti. Вторая тема — народная, «Танец резвых лошадей» провансальского происхождения. Это провансальский хороводный народный танец. Исполнители, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Изначально танец исполнялся под пение и выкрики танцующих, но этот аккомпанемент позже сменился музыкальным сопровождением.
В. Гаврилин. Песня «Мама» на слова А. Шульгиной. Характер музыки - тихая, исповедальная и трогающая за душу. В произведении используются мягкие и нежные мелодии, которые вызывают чувство тепла и любви.