Содержание урока. Тематические линии урока
Вербное воскресенье (официальное название — Вход Господень в Иерусалим) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. Дата праздника меняется каждый год, привязана к Пасхе. Католики пользуются григорианским календарем, поэтому отмечают Пасху и Вербное воскресенье в другие дни.
Традиция праздника — освящение вербы в церкви. Стоя на богослужении с вербой в руках, прихожане как бы встречают Христа, который идёт на добровольные страдания ради них.
Вербное воскресенье - весенний праздник справляется на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, в этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус торжественно въехал в ворота Иерусалима на молодом осле-символе кротости и миролюбия.
Люди, которые много слышали об Иисусе Христе, о том, как он исцелял больных, спешили к Нему. Они размахивали пальмовыми ветками, которые срезали с деревьев, подстилали их и свои одежды под ноги ослика и радостно приветствовали Иисуса криками «Осанна! »(Благословенный). Народ города верил, что человек, творивший божественные чудеса даст им земное счастье. Иисус же нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее и мудрее.
На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. В праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти». После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В1697 г. обряд был упразднен.
Праздник приходится на раннюю весну, но как нам известно, пальма в России не растёт из-за сурового климата. Зато у нас есть своё дерево, которое первое пробуждается после зимней спячки, о котором есть народная загадка: «Ранней весною серые мышки в ряд на веточках сидят» - это верба. Поэтому этот праздник в народе называют Вербным воскресеньем. А православное название «Праздник весною серые мышки в ряд на веточках сидят» - это верба.
В церквях в этот день прихожане молятся, как бы встречая Господа, держат в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи. В конце службы верба освящается святой водой. И конечно же ни одна служба не обходится без праздничных песнопений. Тропарь - посвящённый празднику «Входа Господня в Иерусалим». Тропарь - это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.
«Веточки вербы на Руси имеют такую же священную силу, как и листья пальмы. У вербы, не давшей еще листьев, первыми распускаются пушистые почки, которые повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой. Говорили, что, соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой. Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать от нечистой силы. Освященную вербу хранили весь год за иконами, над дверьми, под крышами домов и верили, что она защитит дом от пожара, а во время грозы её ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Освященную вербу берегли до первого выгона скота в поле, хозяйка выгоняла скот вербовыми веточками, после эти веточки скармливали животным. Вербе приписывалась также сила охранять посевы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады, оберегать людей от зла, болезней и прочих несчастий. Люди даже глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от всякой хвори».
Люди венки из вербы плели, чтобы прибыль в доме росла, как весной верба. А дедушка говорил, что раньше если не хочешь быть трусом, то забей в стену своего дома колышек освященной вербы и не будешь никого бояться. На Вербное воскресенье вербой в шутку хлестали близких, потому что верба - это здоровье, сила, красота. Кого коснется верба в праздник, тот и будет здоровым, сильным и красивым. Поэтому в этот день был вербохлест.
Музыкальные произведения, связанные с праздником Вербного воскресенья:
«Светлый праздник» С. Рахманинова. В этой музыке звучит колокольный звон, который создаёт радостное и светлое настроение. Произведение может звучать на церковных праздниках.
А. Гречанинов «Вербочки». Произведение посвящено Вербному воскресенью (Вход Господень в Иерусалим) — празднику, когда вспоминают о возвращении Иисуса Христа из странствий в Иерусалим, последнем входе Его в город, где произойдёт Его крестная смерть и грядущее за ней Воскресение.
Нижний голос не слишком разнообразен, два верхних голоса выражают торжественные песнопения на праздниках в России XVIII века. Пение по полутонам — придаёт песне трепетность, ассоциирующуюся с колеблющимся огоньком свечи. Кульминация — самое сильное напряжение, «ударение» — приходится на слова «не задуй огня». В кульминации слышатся просящие интонации, светлая трепетность и надежда.
Музыка «Вербочки» Р. Глиэра подвижная и радостная, её интонации передают праздничное настроение и радость наступления весны.