3 класс. 3 четверть. Тема "Музыка живет во времени" (10 часов)
22 урок. Тема "Опера. Народные обряды и праздники в классической музыке"
Содержание урока. Тематические линии урока

Опера - музыкально-драматическое произведение, в котром представлены литература, хореография, изобразительное и драматическое искусство. 
Опера состоит из вокальных номеров - арий, ансамблей, речитативов. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь. Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Ночь перед Рожеством», «Былью-колядкой» назвал композитор оперу «Ночь перед рождеством», снабдил ее  эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль», чем подчеркнул сказочно-фантастический характер. Музыка пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами, построена на народных напевах колядок, которые послужили основой для мелодики оперы. 
Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба». Пустынно и тихо на сельской улице, только вылетевшая из трубы ведьма Солоха запевает колядку. И тотчас на ее голос появляется Черт, котрый хочет насолить Вакуле — украсть с неба месяц.  Солоха охотно соглашается помочь Черту. Они поют дуэт и улетают.

Н.А. Римский-Корсаков, пролог из оперы "Снегурочка". Музыка очень живописна, рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод, подчеркивая фантастический характер сказки. Опера открывается прологом, в котором представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям. Сцена Масленицы в конце пролога  иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния.
Слушание фрагментов опер.
Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.
Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.

Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.
Рисование героев, сцен из опер.

На выбор или факультативно: Просмотр фильма-оперы.
Постановка детской оперы.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н.А. Римский - Корсаков
«Ночь перед Рожеством». Сцена Солохи и Чёрта
Н.Римский-Корсаков,
сцены из оперы "Ночь перед Рождеством"
Н.А. Римский-Корсаков
пролог из оперы "Снегурочка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит» (караоке)
Муз. А Журбина, сл.П Синявской
"Веселый лягушатник"
Муз. А Журбина, сл.П Синявской
"Веселый лягушатник" (караоке)

Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.